Режим чрезвычайной ситуации – правовые основы, ограничения и форма защиты прав при ЧС
В связи с чем вполне логично, что у простых граждан возникают вопросы, что представляет из себя режим ЧС, каким нормативно-правовым актом регулируется указанный режим ЧС, какие ограничения прав граждан возможны при его введении, каким правами обладают граждане в период введения режима ЧС, возможно ли при введении режима ЧС не платить по кредитам, за услуги ЖКХ и т.д.
Режим чрезвычайно ситуации в Российской Федерации регулируются федеральным законом от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – «Закон о ЧС»).
ВАЖНО! 01 апреля 2020 года в указанный федеральный закон в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) были внесены существенные изменения, согласно которым, основанием для введения режима ЧС стало «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих». Кроме того, Правительству РФ представлено право на введение режима повышенной готовности и режима ЧС как во всей стране, так и ее части.
Согласно указанному федеральному закону чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии с указанным федеральным законом существует 3 режима функционирования органов государственного управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС):
повседневный режим (при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации);
режим повышенной готовности (если существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации);
непосредственно режим чрезвычайной ситуации (при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации).
Сами чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от территории распространения, количества людей, погибших или получивших ущерб здоровью, либо размера ущерба на чрезвычайные ситуации:
локального характера (не выходящая за пределы территории организации (объекта), при этом количество пострадавших не более 10 человек или размер ущерба не более 240 тысяч рублей);
муниципального характера (не выходит за пределы территории одного муниципального образования, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера);
межмуниципального характера (затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, или внутригородских территорий города федерального значения, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей);
регионального характера (не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей);
межрегионального характера (затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, количество пострадавших либо размер ущерба аналогичен региональной);
федерального характера (количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд. рублей).
В зависимости от данной квалификации ЧС определяется, из какого бюджета будет осуществляться финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.
Решение о введении режима ЧС может приниматься на федеральном уровне на территории всей страны или ее части (Правительством РФ, Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС), на региональном уровне (высшими органами исполнительной власти субъектов РФ) и муниципальном уровне (главой муниципального образования).
При введении режима ЧС могут вводится определенные ограничительные меры:
ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС;
приостановление деятельности организаций, если существует угроза безопасности жизнедеятельности их работников и иных граждан;
осуществление иных мер, не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
ВАЖНО! 01 апреля 2020 года Правительству РФ и органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право устанавливать обязательные для граждан и организаций правила поведения при режиме повышенной готовности или режиме ЧС. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных Правительством РФ, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. При этом правила поведения, установленные органами государственной власти субъектов РФ в период ЧС, не могут противоречить правилам поведения установленным Правительством РФ.
02 апреля 2020 года Правительством РФ было принято постановление № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации».
Согласно указанному постановлению, граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства РФ, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, а также должностных лиц, указанных в п. 8 и 9 ст. 4.1 Закона о защите населения, направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территории от ЧС.
В частности, услышав сигнал оповещения и (или) экстренного сообщения, граждане должны немедленно прослушать информацию об алгоритме действий по радио или телевидению либо посредством подвижной радиотелефонной связи (а организации – незамедлительно оповестить сотрудников и иных лиц, находящихся на территории организации), либо обратившись в единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования или по единому номеру вызова экстренных оперативных служб.
При введении режима повышенной опасности или ЧС граждане обязуются соблюдать общественный порядок, требования законодательства о защите населения и территорий от ЧС и о санитарно-эпидемиологическом благополучии, а также выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации ЧС, представителей экстренных служб и иных уполномоченных должностных лиц.
При получении инструкции (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через СМИ и операторов связи, граждане обязаны эвакуироваться из зоны ЧС и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и иное предоставленное органами власти и местного самоуправления имущество, предназначенное для защиты от ЧС. Обнаружив пострадавшего, необходимо вызвать уполномоченных должностных лиц, и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшему первую помощь. Кроме того, необходимо иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных лиц документ, удостоверяющий личность, и – при наличии такового – документ, предоставляющий право не соблюдать требования, установленные Правилами.
При возникновении ЧС или ее угрозе гражданам запрещается создавать условия, препятствующие и затрудняющие действия уполномоченных должностных лиц и работников общественного транспорта, заходить за ограждения, обозначающие зону ЧС или иную опасную зону, осуществлять действия, угрожающие безопасности, жизни и здоровью, в том числе иных лиц, а также распространять заведомо недостоверную информацию об угрозе возникновения или возникновении ЧС.
Организации, в зависимости от обстановки, обязаны обеспечить эвакуацию работников или иных граждан, находящихся на их территории, и содействовать в этом госорганам и органам местного самоуправления. Также они должны предоставить работникам и иным гражданам, находящимся на территории организации, средства защиты и принять прочие необходимые меры.
Кроме того, в обязанности организаций включены мероприятия по повышению устойчивого функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников, организация и проведение аварийно-спасательных и иных неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС. При наличии угрозы безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на территории, организации обязаны приостановить деятельность.
В заключительном пункте Правил указана обязанность организаций своевременно предоставлять в органы управления единой госсистемы предупреждения и ликвидации ЧС информацию в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
Кроме того, на настоящий момент, в связи с распространением коронавируса (COVID-19), практически во всех субъектах РФ объявлен режим повышенной готовности и органами государственной власти субъектов РФ приняты соответствующие правила поведения граждан и организаций в период режима повышенной готовности. (например, в Москве — указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в редакции указов Мэра Москвы от 10 марта 2020 г. № 17-УМ, от 14 марта 2020 г. № 20-УМ, от 16 марта 2020 г. № 21-УМ, от 19 марта 2020 г. № 25-УМ, от 23 марта 2020 г. № 26-УМ, от 25 марта 2020 г. № 28-УМ, от 26 марта 2020 г. № 31-УМ, от 27 марта 2020 г. № 33-УМ, от 29 марта 2020 г. № 34-УМ, от 31 марта 2020 г. № 35-УМ, от 2 апреля 2020 г. № 36-УМ, от 4 апреля 2020 г. № 39-УМ, от 9 апреля 2020 г. № 41-УМ):
ВАЖНО! С принятием изменений в закон о ЧС от 01 апреля 2020 года возникала правовая коллизия между нормами закона о ЧС, с одной стороны не позволяющих ограничивать права и свободы граждан при принятии мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п.д ч.10 ст.4.1 закона о ЧС), а с другой стороны позволяющая Правительству РФ и органам государственной власти субъектов РФ устанавливать правила поведения в период режима повышенной готовности или режима ЧС (ст.10 и 11 закона о ЧС), в том числе ограничивающие конституционное право граждан на свободу передвижения. При этом законодателем не устанавливаются пределы правового регулирования поведения граждан и организаций в период режима повышенной готовности или режима ЧС, а также допустимых ограничений их прав при режиме повышенной готовности и режиме ЧС, что явно влечет за собой возможность злоупотребления со стороны органов государственной власти и нарушениями ими основополагающих прав и свобод установленных Конституцией РФ.
В период введения режима ЧС граждане Российской Федерации имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;
участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка;
на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В случае введения режима ЧС государство берет на себя финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС. Граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС.
Размер и виды компенсаций бывают различными, как правило, это единовременные компенсации в зависимости от характера и масштаба бедствия, а также компенсации за утраченное имущество первой необходимости и жилье. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
Так, порядок осуществления выплат определен постановлением правительства РФ № 1928 от 28.12.2019 года «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями».
Выплаты гражданам при чрезвычайных ситуациях федерального, межрегионального и регионального характера включают в себя:
оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека;
оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости — 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости — 100 тыс. рублей на человека);
выплата единовременного пособия:
членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;
семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации;
гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред — в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред — 200 тыс. рублей на человека).
В случае утраты жилья при ЧС может быть предусмотрена как денежная компенсация, так и предоставление сертификатов на покупку жилья за государственный счет. Сертификат выдается только в том случае, если для гражданина и всех членов его семьи утраченное жилое помещение было единственным. Если гражданину, утратившему жилое помещение в результате ЧС, уже оказана помощь по восстановлению его жилищных прав (например, выдана компенсация в связи с утратой жилья или субсидия на приобретение нового жилого помещения), претендовать на получение жилищного сертификата он не может.
Списки пострадавших, имеющих право на получение компенсаций, составляют уполномоченные органы исполнительной власти тех субъектов РФ, на территории которых возникла ЧС, либо межведомственная комиссия по расследованию ЧС.
Если гражданин не попал в списки пострадавших от ЧС, например, потому, что не был зарегистрирован в зоне действия ЧС, ему придется в судебном порядке доказывать, что он является пострадавшим от ЧС и подавать исковое заявление в суд с требованием о признании его пострадавшим в связи с наводнением, землетрясением и т.д. и выплате соответствующего возмещения.
Кроме того, пострадавшие граждане, которые считают сумму заниженной, могут в судебном порядке оспорить размер компенсации. К исковому заявлению необходимо приложить отчет независимых экспертов о реально причиненном ущербе.
Зачастую в интернет пространстве можно встретить мнение о том, что введение ЧС, позволя12ет гражданам не платить за услуги ЖКХ и освобождает от обязанности платить по кредитам и ипотеке, обращаем внимание, что указанные доводы не основаны на законе, поскольку в законе о ЧС, отсутствуют положения, позволяющие при введении режима ЧС не платить за услуги ЖКХ, а также не оплачивать кредиты. Кроме того, в случае введения режима ЧС можно уволить любого сотрудника (если он не участвует в защите от ЧС). (пункт 7 статьи 83 Трудового кодекса РФ).
При этом право граждан на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие ЧС, относится к гражданам, но не к бизнесу. Закон о ЧС не содержит обязанности органов государственной власти по оказанию материальной помощи бизнес сообществу, но при этом органы государственной власти по своему усмотрению могут оказать поддержку пострадавшему от ЧС бизнесу.
Таким образом, введение режима ЧС не гарантирует бизнесу компенсацию части убытков со стороны государства.
Кроме того, обращаем внимание бизнес сообщества на то, что введение режима ЧС не является автоматическим доказательством наличия форс-мажора (обстоятельства непреодолимой силы), освобождающего стороны от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства в соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РФ. (за исключением случаев, когда стороны прямо предусмотрели в договоре, что введение режима ЧС является форс-мажором). Форс-мажор может наступить и без введения режима ЧС.
Наличие форс-мажора (обстоятельств непреодолимой силы) может быть признано судом при рассмотрении конкретного гражданско-правового дела, при наличии доказательств наличия причинно-следственной связи между не исполнением обязательств по договору и наличием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора). Например, в случае, если поставщик должен был поставить товар в другую страну, однако в связи с распространением коронавируса (COVID-19) границы между странами были закрыты, что не позволяет исполнить обязательства.
ВАЖНО! Факт наличия форс-мажора освобождает от ответственности (не начисляются неустойки, штрафы, пени), но не от исполнения обязательства — то есть не прекращает договоры, а даёт отсрочку без штрафов на их выполнение.
При этом, в случае с коронавирусом, форс-мажором, как правило, будут являться меры, принимаемые для ликвидации распространения коронавируса, но не сам коронавирус.
Для информации! Правительство России признает меры по противодействию коронавирусу форс-мажорным обстоятельством при выполнении госзакупок.
В связи с чем вполне логично, что у простых граждан возникают вопросы, что представляет из себя режим ЧС, каким нормативно-правовым актом регулируется указанный режим ЧС, какие ограничения прав граждан возможны при его введении, каким правами обладают граждане в период введения режима ЧС, возможно ли при введении режима ЧС не платить по кредитам, за услуги ЖКХ и т.д.
Режим чрезвычайно ситуации в Российской Федерации регулируются федеральным законом от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – «Закон о ЧС»).
ВАЖНО! 01 апреля 2020 года в указанный федеральный закон в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) были внесены существенные изменения, согласно которым, основанием для введения режима ЧС стало «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих». Кроме того, Правительству РФ представлено право на введение режима повышенной готовности и режима ЧС как во всей стране, так и ее части.
Согласно указанному федеральному закону чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии с указанным федеральным законом существует 3 режима функционирования органов государственного управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС):
Сами чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от территории распространения, количества людей, погибших или получивших ущерб здоровью, либо размера ущерба на чрезвычайные ситуации:
В зависимости от данной квалификации ЧС определяется, из какого бюджета будет осуществляться финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.
Решение о введении режима ЧС может приниматься на федеральном уровне на территории всей страны или ее части (Правительством РФ, Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС), на региональном уровне (высшими органами исполнительной власти субъектов РФ) и муниципальном уровне (главой муниципального образования).
При введении режима ЧС могут вводится определенные ограничительные меры:
ВАЖНО! 01 апреля 2020 года Правительству РФ и органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право устанавливать обязательные для граждан и организаций правила поведения при режиме повышенной готовности или режиме ЧС. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных Правительством РФ, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. При этом правила поведения, установленные органами государственной власти субъектов РФ в период ЧС, не могут противоречить правилам поведения установленным Правительством РФ.
02 апреля 2020 года Правительством РФ было принято постановление № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации».
Согласно указанному постановлению, граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства РФ, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, а также должностных лиц, указанных в п. 8 и 9 ст. 4.1 Закона о защите населения, направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территории от ЧС.
В частности, услышав сигнал оповещения и (или) экстренного сообщения, граждане должны немедленно прослушать информацию об алгоритме действий по радио или телевидению либо посредством подвижной радиотелефонной связи (а организации – незамедлительно оповестить сотрудников и иных лиц, находящихся на территории организации), либо обратившись в единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования или по единому номеру вызова экстренных оперативных служб.
При введении режима повышенной опасности или ЧС граждане обязуются соблюдать общественный порядок, требования законодательства о защите населения и территорий от ЧС и о санитарно-эпидемиологическом благополучии, а также выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации ЧС, представителей экстренных служб и иных уполномоченных должностных лиц.
При получении инструкции (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через СМИ и операторов связи, граждане обязаны эвакуироваться из зоны ЧС и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и иное предоставленное органами власти и местного самоуправления имущество, предназначенное для защиты от ЧС. Обнаружив пострадавшего, необходимо вызвать уполномоченных должностных лиц, и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшему первую помощь. Кроме того, необходимо иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных лиц документ, удостоверяющий личность, и – при наличии такового – документ, предоставляющий право не соблюдать требования, установленные Правилами.
При возникновении ЧС или ее угрозе гражданам запрещается создавать условия, препятствующие и затрудняющие действия уполномоченных должностных лиц и работников общественного транспорта, заходить за ограждения, обозначающие зону ЧС или иную опасную зону, осуществлять действия, угрожающие безопасности, жизни и здоровью, в том числе иных лиц, а также распространять заведомо недостоверную информацию об угрозе возникновения или возникновении ЧС.
Организации, в зависимости от обстановки, обязаны обеспечить эвакуацию работников или иных граждан, находящихся на их территории, и содействовать в этом госорганам и органам местного самоуправления. Также они должны предоставить работникам и иным гражданам, находящимся на территории организации, средства защиты и принять прочие необходимые меры.
Кроме того, в обязанности организаций включены мероприятия по повышению устойчивого функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников, организация и проведение аварийно-спасательных и иных неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС. При наличии угрозы безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на территории, организации обязаны приостановить деятельность.
В заключительном пункте Правил указана обязанность организаций своевременно предоставлять в органы управления единой госсистемы предупреждения и ликвидации ЧС информацию в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
Кроме того, на настоящий момент, в связи с распространением коронавируса (COVID-19), практически во всех субъектах РФ объявлен режим повышенной готовности и органами государственной власти субъектов РФ приняты соответствующие правила поведения граждан и организаций в период режима повышенной готовности. (например, в Москве — указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в редакции указов Мэра Москвы от 10 марта 2020 г. № 17-УМ, от 14 марта 2020 г. № 20-УМ, от 16 марта 2020 г. № 21-УМ, от 19 марта 2020 г. № 25-УМ, от 23 марта 2020 г. № 26-УМ, от 25 марта 2020 г. № 28-УМ, от 26 марта 2020 г. № 31-УМ, от 27 марта 2020 г. № 33-УМ, от 29 марта 2020 г. № 34-УМ, от 31 марта 2020 г. № 35-УМ, от 2 апреля 2020 г. № 36-УМ, от 4 апреля 2020 г. № 39-УМ, от 9 апреля 2020 г. № 41-УМ):
ВАЖНО! С принятием изменений в закон о ЧС от 01 апреля 2020 года возникала правовая коллизия между нормами закона о ЧС, с одной стороны не позволяющих ограничивать права и свободы граждан при принятии мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п.д ч.10 ст.4.1 закона о ЧС), а с другой стороны позволяющая Правительству РФ и органам государственной власти субъектов РФ устанавливать правила поведения в период режима повышенной готовности или режима ЧС (ст.10 и 11 закона о ЧС), в том числе ограничивающие конституционное право граждан на свободу передвижения. При этом законодателем не устанавливаются пределы правового регулирования поведения граждан и организаций в период режима повышенной готовности или режима ЧС, а также допустимых ограничений их прав при режиме повышенной готовности и режиме ЧС, что явно влечет за собой возможность злоупотребления со стороны органов государственной власти и нарушениями ими основополагающих прав и свобод установленных Конституцией РФ.
В период введения режима ЧС граждане Российской Федерации имеют право:
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В случае введения режима ЧС государство берет на себя финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС. Граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС.
Размер и виды компенсаций бывают различными, как правило, это единовременные компенсации в зависимости от характера и масштаба бедствия, а также компенсации за утраченное имущество первой необходимости и жилье. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
Так, порядок осуществления выплат определен постановлением правительства РФ № 1928 от 28.12.2019 года «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями».
Выплаты гражданам при чрезвычайных ситуациях федерального, межрегионального и регионального характера включают в себя:
В случае утраты жилья при ЧС может быть предусмотрена как денежная компенсация, так и предоставление сертификатов на покупку жилья за государственный счет. Сертификат выдается только в том случае, если для гражданина и всех членов его семьи утраченное жилое помещение было единственным. Если гражданину, утратившему жилое помещение в результате ЧС, уже оказана помощь по восстановлению его жилищных прав (например, выдана компенсация в связи с утратой жилья или субсидия на приобретение нового жилого помещения), претендовать на получение жилищного сертификата он не может.
Списки пострадавших, имеющих право на получение компенсаций, составляют уполномоченные органы исполнительной власти тех субъектов РФ, на территории которых возникла ЧС, либо межведомственная комиссия по расследованию ЧС.
Если гражданин не попал в списки пострадавших от ЧС, например, потому, что не был зарегистрирован в зоне действия ЧС, ему придется в судебном порядке доказывать, что он является пострадавшим от ЧС и подавать исковое заявление в суд с требованием о признании его пострадавшим в связи с наводнением, землетрясением и т.д. и выплате соответствующего возмещения.
Кроме того, пострадавшие граждане, которые считают сумму заниженной, могут в судебном порядке оспорить размер компенсации. К исковому заявлению необходимо приложить отчет независимых экспертов о реально причиненном ущербе.
Зачастую в интернет пространстве можно встретить мнение о том, что введение ЧС, позволя12ет гражданам не платить за услуги ЖКХ и освобождает от обязанности платить по кредитам и ипотеке, обращаем внимание, что указанные доводы не основаны на законе, поскольку в законе о ЧС, отсутствуют положения, позволяющие при введении режима ЧС не платить за услуги ЖКХ, а также не оплачивать кредиты. Кроме того, в случае введения режима ЧС можно уволить любого сотрудника (если он не участвует в защите от ЧС). (пункт 7 статьи 83 Трудового кодекса РФ).
При этом право граждан на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие ЧС, относится к гражданам, но не к бизнесу. Закон о ЧС не содержит обязанности органов государственной власти по оказанию материальной помощи бизнес сообществу, но при этом органы государственной власти по своему усмотрению могут оказать поддержку пострадавшему от ЧС бизнесу.
Таким образом, введение режима ЧС не гарантирует бизнесу компенсацию части убытков со стороны государства.
Кроме того, обращаем внимание бизнес сообщества на то, что введение режима ЧС не является автоматическим доказательством наличия форс-мажора (обстоятельства непреодолимой силы), освобождающего стороны от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства в соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РФ. (за исключением случаев, когда стороны прямо предусмотрели в договоре, что введение режима ЧС является форс-мажором). Форс-мажор может наступить и без введения режима ЧС.
Наличие форс-мажора (обстоятельств непреодолимой силы) может быть признано судом при рассмотрении конкретного гражданско-правового дела, при наличии доказательств наличия причинно-следственной связи между не исполнением обязательств по договору и наличием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора). Например, в случае, если поставщик должен был поставить товар в другую страну, однако в связи с распространением коронавируса (COVID-19) границы между странами были закрыты, что не позволяет исполнить обязательства.
ВАЖНО! Факт наличия форс-мажора освобождает от ответственности (не начисляются неустойки, штрафы, пени), но не от исполнения обязательства — то есть не прекращает договоры, а даёт отсрочку без штрафов на их выполнение.
При этом, в случае с коронавирусом, форс-мажором, как правило, будут являться меры, принимаемые для ликвидации распространения коронавируса, но не сам коронавирус.
Для информации! Правительство России признает меры по противодействию коронавирусу форс-мажорным обстоятельством при выполнении госзакупок.