Реформа законодательства о банкротстве: поправки и перспективы
В отношении текста Законопроекта в настоящий момент проводятся публичные обсуждения и антикоррупционная экспертиза.
Опубликованные поправки нацелены на снижение процента так называемых контролируемых банкротств введением норм о назначении арбитражных управляющих посредством случайной выборки из специального перечня, повышение эффективности торгов, создание инструментария для реальной возможности по восстановлению платежеспособности и, как следствие, увеличение процента возвращенных кредиторам денежных средств.
Наиболее интересные положения Законопроекта отменяют процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления, которые заменены компромиссной процедурой реструктуризации долгов, нацеленной стать своего рода «панацеей» в части неработающих реабилитационных процедур.
Последствия введения упомянутой процедуры для должников в сущности аналогичны процедуре наблюдения (в заимствованной из данной процедуры части правового регулирования, касающейся ограничений должника в процедуре реструктуризации (ст. 64 Законопроекта), некоторые положения полностью скопированы из действующей редакции ст. 63 и 64 Закона о банкротстве.
Например, норма о неначислении штрафных санкций, о приостановлении исполнительного производства по реестровым платежам, запрет на удовлетворение требований учредителей о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников) и т.д.
Вместе с тем имеются и существенные различия, которые, на наш взгляд являются нетипичными для действующего правового регулирования, так, положения пп. 4 п. 1 ст. 64 Законопроекта о возможности наложения арестов и ограничений на имущество должника только в рамках арбитражного процесса по делу о банкротстве.
Предложенная Минэкономразвития процедура реструктуризации долгов выглядит следующим образом:
1. Заявление о введении процедуры реструктуризации может быть подано как должником, так и конкурсными кредиторами.
2. При подаче заявления должником, оно должно сопровождаться т.н. отчетом о финансовом состоянии должника, содержание которого раскрыто в ст. 38.1 Законопроекта.
3. В случае подачи заявления кредитором, последним должны быть указаны сведения о возможных мерах по восстановлению платежеспособности должника и о предпринятых кредитором мерах по урегулированию задолженности для предупреждения банкротства должника, восстановления его платежеспособности.
4. Срок процедуры реструктуризации не должен превышать 4-х лет с даты утверждения плана реструктуризации (с возможностью продления на 4 года по решению собрания кредиторов).
5. При введении процедуры реструктуризации суд путем случайной выборки назначает антикризисного управляющего.
6. Должник обязан предложить план реструктуризации долгов в течение четырех месяцев с даты введения реструктуризации долгов. При этом конкурсные кредиторы или уполномоченные органы, антикризисный управляющий, учредитель (участник) должника, представитель работников должника и третьи лица, в том числе органы государственной власти и органы местного самоуправления, в течение указанного срока также вправе предложить план реструктуризации долгов.
7. План реструктуризации долгов подлежит рассмотрению (одобрению) собранием кредиторов. Допускается участие третьих лиц (аналогично мировому соглашению).
8. В последующем план реструктуризации долгов должен быть рассмотрен арбитражным судом, который по результатам рассмотрения выносит один из следующих судебных актов:
A. Определение об утверждении плана реструктуризации, т.е. фактически запускает реструктуризацию;
B. Определение об отказе в утверждении плана реструктуризации (при наличии нарушений закона) и прекращении производства по делу, если реструктуризация вводилась посредством подачи заявления о введении реструктуризации;
C. Решение об открытии конкурсного производства, если процедура реструктуризации долгов была введена на основании заявления о признании должника банкротом, либо, если арбитражный суд установит, что заявление о введении реструктуризации было подано с целью недобросовестного получения отсрочки признания должника банкротом.
9. До утверждения плана реструктуризации долгов и после его утверждения (при условии, что иное не предусмотрено этим планом) должник не вправе совершать без согласия антикризисного управляющего сделки:
A. Влекущие наращивание кредиторской задолженности на более чем 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр.
B. Уступки прав-требований, перевода долга, займов.
C. Связанные с реализацией или приобретением какого-либо имущества, за исключением продажи имущества, произведенного самим должником в рамках текущей деятельности.
10. Кроме того, до утверждения плана реструктуризации долгов, а также после его утверждения, если иное не предусмотрено планом реструктуризации, должник не вправе без согласия собрания кредиторов совершать:
A. Сделки с заинтересованностью;
B. Сделки более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату;
C. Сделки, влекущие за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.
D. Сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должника, если размер денежных обязательств и обязательных платежей должника, возникших после введения реструктуризации долгов, составляет более двадцати процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
11. План реструктуризации долгов должен содержать:
1) обоснование возможности восстановления платежеспособности должника, сохранения бизнеса должника и удовлетворения требований кредиторов в соответствии с условиями, предусмотренными планом реструктуризации долгов;
2) положения, касающиеся осуществления одного или нескольких следующих мероприятий:
• реорганизация должника;
• увеличение уставного капитала должника;
• продажа предприятия должника или части имущества должника;
• замещение активов должника;
• новация обязательств должника;
• прекращение обязательств должника путем предоставления отступного;
• конвертация требований в доли в уставном (складочном) капитале должника, обыкновенные или привилегированные акции, облигации, конвертируемые в акции, или иные ценные бумаги должника;
• изменение сроков, порядка и объема исполнения обязательств должника;
• прекращение залога, изменение условий договора залога, в том числе в части содержания и обеспечения его сохранности, пользования и распоряжения предметом залога, замены предмета залога, передачи прав и обязанностей по договору залога, перевода долга по обязательству, обеспеченному залогом;
• прощение долга и иные способы изменения или прекращения обязательств, предусмотренные федеральным законом;
• иные меры по восстановлению платежеспособности должника;
3) сведения об обязательствах должника:
• текущие обязательства, требования 1 и 2 очереди, залоговые, иные.
• положения об условиях (сроке, порядке и объеме) удовлетворения требований всех кредиторов должника (в том числе не включенных в реестр требований кредиторов), в том числе график погашения задолженности;
4) расчет суммы, которую кредиторы третьей очереди по требованиям, не обеспеченным залогом, могли бы получить при реализации имущества должника по ликвидационной стоимости в случае признания должника банкротом;
5) сведения о ликвидационной стоимости предмета залога.
12. В плане реструктуризации долгов должны иметься сведения о порядке управления должником в процедуре реструктуризации, по которому имеется несколько вариантов:
1) сохранение полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника за учредителями (участниками) должника;
2) возложение полномочий руководителя и иных органов управления должника на антикризисного управляющего;
3) переход полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника к собранию кредиторов или комитету кредиторов;
4) образование двух единоличных исполнительных органов должника, один из которых избирается учредителями (участниками) должника, а другой – собранием кредиторов, с распределением полномочий между ними в соответствии с планом реструктуризации долгов.
13. Процедура реструктуризации предполагает широкие полномочия собрания кредиторов (комитета кредиторов) по одобрению сделок и ключевых деловых решений, принимаемых должником. При этом информация, касающаяся должника и имеющая существенное значение для кредиторов, должна раскрываться должником антикризисному управляющему, направляться в суд и публиковаться в ЕФРСБ.
14. В результате проведенных мероприятий по реструктуризации возможны следующие варианты развития событий:
A. Досрочное окончание процедуры реструктуризации (в случае, если должнику удалось досрочно исполнить план реструктуризации долгов и погасить требования кредиторов в размере, предусмотренном планом реструктуризации долгов) влечет прекращение производства по делу, либо отказ в прекращении производства по делу с продолжением реструктуризации, если выявлены непогашенные требования;
B. Окончание (при невыполнении плана реструктуризации) влечет открытие конкурсного производства или прекращение производства по делу о банкротстве. В случае погашения требований кредиторов и восстановлении платежеспособности, производство по делу также прекращается.
C. Досрочное прекращение реструктуризации долгов (при наличии существенных нарушений плана реструктуризации антикризисный управляющий созывает собрание кредиторов, которое принимает решение об обращении с соответствующим ходатайством в суд). В случае принятия определения о досрочном прекращении реструктуризации долгов арбитражный суд выносит решение об открытии конкурсного производства или определение о прекращении производства по делу.
15. Следует также обратить внимание на то, что аналогично процедуре наблюдения в процедуре реструктуризации долгов подлежат оспариванию сделки, совершенные с нарушением запретов, установленных в рамках данной процедуры. Возможность оспаривания сделок по специальным основаниям остается только в конкурсном производстве.
При этом сделки, связанные с исполнением обязательств в соответствии с планом реструктуризации долгов, утвержденным арбитражным судом, не могут быть признаны недействительной на основании статей 61.2 и 61.3 Закона о банкротстве, если не доказано, что другая сторона сделки при ее совершении знала или должна была знать о невозможности восстановления платежеспособности должника в результате реализации плана реструктуризации долгов и об ущемлении интересов кредиторов должника такой сделкой.
Очевидно, что Законопроект вводит обширный инструментарий для возврата проблемных долгов, который направлен прежде всего на восстановление платежеспособности.
Законопроект предоставляет лицам, участвующим в деле о банкротстве, большую степень усмотрения в части содержания плана реструктуризации и мероприятий по восстановлению платежеспособности, поскольку целый ряд норм, касающихся упомянутого плана, носят диспозитивный характер, т.е. позволяют отступать от установленных в законе ограничений.
Однако, учитывая масштаб предложенных поправок, предсказать действенность процедуры реструктуризации на настоящий момент не представляется возможным. Эффективность тех или иных мероприятий в рамках реструктуризации может быть подтверждена только практическим путем, поскольку многие новеллы ранее не использовались в российских реалиях, а действующие реабилитационные процедуры (финансовое оздоровление, внешнее управление) не работают должным образом.
В отношении текста Законопроекта в настоящий момент проводятся публичные обсуждения и антикоррупционная экспертиза.
Опубликованные поправки нацелены на снижение процента так называемых контролируемых банкротств введением норм о назначении арбитражных управляющих посредством случайной выборки из специального перечня, повышение эффективности торгов, создание инструментария для реальной возможности по восстановлению платежеспособности и, как следствие, увеличение процента возвращенных кредиторам денежных средств.
Наиболее интересные положения Законопроекта отменяют процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления, которые заменены компромиссной процедурой реструктуризации долгов, нацеленной стать своего рода «панацеей» в части неработающих реабилитационных процедур.
Последствия введения упомянутой процедуры для должников в сущности аналогичны процедуре наблюдения (в заимствованной из данной процедуры части правового регулирования, касающейся ограничений должника в процедуре реструктуризации (ст. 64 Законопроекта), некоторые положения полностью скопированы из действующей редакции ст. 63 и 64 Закона о банкротстве.
Например, норма о неначислении штрафных санкций, о приостановлении исполнительного производства по реестровым платежам, запрет на удовлетворение требований учредителей о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников) и т.д.
Вместе с тем имеются и существенные различия, которые, на наш взгляд являются нетипичными для действующего правового регулирования, так, положения пп. 4 п. 1 ст. 64 Законопроекта о возможности наложения арестов и ограничений на имущество должника только в рамках арбитражного процесса по делу о банкротстве.
Предложенная Минэкономразвития процедура реструктуризации долгов выглядит следующим образом:
1. Заявление о введении процедуры реструктуризации может быть подано как должником, так и конкурсными кредиторами.
2. При подаче заявления должником, оно должно сопровождаться т.н. отчетом о финансовом состоянии должника, содержание которого раскрыто в ст. 38.1 Законопроекта.
3. В случае подачи заявления кредитором, последним должны быть указаны сведения о возможных мерах по восстановлению платежеспособности должника и о предпринятых кредитором мерах по урегулированию задолженности для предупреждения банкротства должника, восстановления его платежеспособности.
4. Срок процедуры реструктуризации не должен превышать 4-х лет с даты утверждения плана реструктуризации (с возможностью продления на 4 года по решению собрания кредиторов).
5. При введении процедуры реструктуризации суд путем случайной выборки назначает антикризисного управляющего.
6. Должник обязан предложить план реструктуризации долгов в течение четырех месяцев с даты введения реструктуризации долгов. При этом конкурсные кредиторы или уполномоченные органы, антикризисный управляющий, учредитель (участник) должника, представитель работников должника и третьи лица, в том числе органы государственной власти и органы местного самоуправления, в течение указанного срока также вправе предложить план реструктуризации долгов.
7. План реструктуризации долгов подлежит рассмотрению (одобрению) собранием кредиторов. Допускается участие третьих лиц (аналогично мировому соглашению).
8. В последующем план реструктуризации долгов должен быть рассмотрен арбитражным судом, который по результатам рассмотрения выносит один из следующих судебных актов:
A. Определение об утверждении плана реструктуризации, т.е. фактически запускает реструктуризацию;
B. Определение об отказе в утверждении плана реструктуризации (при наличии нарушений закона) и прекращении производства по делу, если реструктуризация вводилась посредством подачи заявления о введении реструктуризации;
C. Решение об открытии конкурсного производства, если процедура реструктуризации долгов была введена на основании заявления о признании должника банкротом, либо, если арбитражный суд установит, что заявление о введении реструктуризации было подано с целью недобросовестного получения отсрочки признания должника банкротом.
9. До утверждения плана реструктуризации долгов и после его утверждения (при условии, что иное не предусмотрено этим планом) должник не вправе совершать без согласия антикризисного управляющего сделки:
A. Влекущие наращивание кредиторской задолженности на более чем 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр.
B. Уступки прав-требований, перевода долга, займов.
C. Связанные с реализацией или приобретением какого-либо имущества, за исключением продажи имущества, произведенного самим должником в рамках текущей деятельности.
10. Кроме того, до утверждения плана реструктуризации долгов, а также после его утверждения, если иное не предусмотрено планом реструктуризации, должник не вправе без согласия собрания кредиторов совершать:
A. Сделки с заинтересованностью;
B. Сделки более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату;
C. Сделки, влекущие за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.
D. Сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должника, если размер денежных обязательств и обязательных платежей должника, возникших после введения реструктуризации долгов, составляет более двадцати процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
11. План реструктуризации долгов должен содержать:
1) обоснование возможности восстановления платежеспособности должника, сохранения бизнеса должника и удовлетворения требований кредиторов в соответствии с условиями, предусмотренными планом реструктуризации долгов;
2) положения, касающиеся осуществления одного или нескольких следующих мероприятий:
• реорганизация должника;
• увеличение уставного капитала должника;
• продажа предприятия должника или части имущества должника;
• замещение активов должника;
• новация обязательств должника;
• прекращение обязательств должника путем предоставления отступного;
• конвертация требований в доли в уставном (складочном) капитале должника, обыкновенные или привилегированные акции, облигации, конвертируемые в акции, или иные ценные бумаги должника;
• изменение сроков, порядка и объема исполнения обязательств должника;
• прекращение залога, изменение условий договора залога, в том числе в части содержания и обеспечения его сохранности, пользования и распоряжения предметом залога, замены предмета залога, передачи прав и обязанностей по договору залога, перевода долга по обязательству, обеспеченному залогом;
• прощение долга и иные способы изменения или прекращения обязательств, предусмотренные федеральным законом;
• иные меры по восстановлению платежеспособности должника;
3) сведения об обязательствах должника:
• текущие обязательства, требования 1 и 2 очереди, залоговые, иные.
• положения об условиях (сроке, порядке и объеме) удовлетворения требований всех кредиторов должника (в том числе не включенных в реестр требований кредиторов), в том числе график погашения задолженности;
4) расчет суммы, которую кредиторы третьей очереди по требованиям, не обеспеченным залогом, могли бы получить при реализации имущества должника по ликвидационной стоимости в случае признания должника банкротом;
5) сведения о ликвидационной стоимости предмета залога.
12. В плане реструктуризации долгов должны иметься сведения о порядке управления должником в процедуре реструктуризации, по которому имеется несколько вариантов:
1) сохранение полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника за учредителями (участниками) должника;
2) возложение полномочий руководителя и иных органов управления должника на антикризисного управляющего;
3) переход полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника к собранию кредиторов или комитету кредиторов;
4) образование двух единоличных исполнительных органов должника, один из которых избирается учредителями (участниками) должника, а другой – собранием кредиторов, с распределением полномочий между ними в соответствии с планом реструктуризации долгов.
13. Процедура реструктуризации предполагает широкие полномочия собрания кредиторов (комитета кредиторов) по одобрению сделок и ключевых деловых решений, принимаемых должником. При этом информация, касающаяся должника и имеющая существенное значение для кредиторов, должна раскрываться должником антикризисному управляющему, направляться в суд и публиковаться в ЕФРСБ.
14. В результате проведенных мероприятий по реструктуризации возможны следующие варианты развития событий:
A. Досрочное окончание процедуры реструктуризации (в случае, если должнику удалось досрочно исполнить план реструктуризации долгов и погасить требования кредиторов в размере, предусмотренном планом реструктуризации долгов) влечет прекращение производства по делу, либо отказ в прекращении производства по делу с продолжением реструктуризации, если выявлены непогашенные требования;
B. Окончание (при невыполнении плана реструктуризации) влечет открытие конкурсного производства или прекращение производства по делу о банкротстве. В случае погашения требований кредиторов и восстановлении платежеспособности, производство по делу также прекращается.
C. Досрочное прекращение реструктуризации долгов (при наличии существенных нарушений плана реструктуризации антикризисный управляющий созывает собрание кредиторов, которое принимает решение об обращении с соответствующим ходатайством в суд). В случае принятия определения о досрочном прекращении реструктуризации долгов арбитражный суд выносит решение об открытии конкурсного производства или определение о прекращении производства по делу.
15. Следует также обратить внимание на то, что аналогично процедуре наблюдения в процедуре реструктуризации долгов подлежат оспариванию сделки, совершенные с нарушением запретов, установленных в рамках данной процедуры. Возможность оспаривания сделок по специальным основаниям остается только в конкурсном производстве.
При этом сделки, связанные с исполнением обязательств в соответствии с планом реструктуризации долгов, утвержденным арбитражным судом, не могут быть признаны недействительной на основании статей 61.2 и 61.3 Закона о банкротстве, если не доказано, что другая сторона сделки при ее совершении знала или должна была знать о невозможности восстановления платежеспособности должника в результате реализации плана реструктуризации долгов и об ущемлении интересов кредиторов должника такой сделкой.
Очевидно, что Законопроект вводит обширный инструментарий для возврата проблемных долгов, который направлен прежде всего на восстановление платежеспособности.
Законопроект предоставляет лицам, участвующим в деле о банкротстве, большую степень усмотрения в части содержания плана реструктуризации и мероприятий по восстановлению платежеспособности, поскольку целый ряд норм, касающихся упомянутого плана, носят диспозитивный характер, т.е. позволяют отступать от установленных в законе ограничений.
Однако, учитывая масштаб предложенных поправок, предсказать действенность процедуры реструктуризации на настоящий момент не представляется возможным. Эффективность тех или иных мероприятий в рамках реструктуризации может быть подтверждена только практическим путем, поскольку многие новеллы ранее не использовались в российских реалиях, а действующие реабилитационные процедуры (финансовое оздоровление, внешнее управление) не работают должным образом.