Законодательство за год: строительство

назад

В уходящем году рынок ждал существенных изменений законодательства, регулирующего сферы недвижимости, строительства, ипотеки. Необходимо было встряхнуть современный рынок жилья, стимулировать его дальнейшее развитие. Однако федеральным и московским властям удалось далеко не все из запланированной программы.

Особое внимание в этом году было приковано к прохождению законопроектов по формированию рынка доступного жилья. Этих законопроектов около трех десятков, и они коснутся как жилищного законодательства, так и гражданского, налогового, земельных отношений, в частности платы за землю.

Эти законопроекты рассматривались в течение всего уходящего года и, надо признать, довольно успешно. Некоторые из них уже приняты, а большинство находится сейчас на стадии второго и третьего чтения.

Однако принятые ранее законопроекты окажут довольно слабое непосредственное влияние на рынок доступного жилья. Так, например, были приняты изменения в ст.146, 284, 220, 224, 256 Налогового кодекса, в ст. 4 закона РФ «О государственной пошлине», ст.60 Бюджетного кодекса РФ, ст.8 закона РФ «О плате за землю». Эти изменения, безусловно, важны, но они касаются сферы финансов, а не регулирования положения граждан и их возможностей в сфере жилья. Поэтому их влияние на формирование рынка доступного жилья можно оценить как косвенное.

Но были и прогрессивные изменения, направленные именно на стимулирование развития рынка жилья и института ипотечного жилищного кредитования. В частности, это принятие нового Жилищного кодекса, федеральный закон «Об ипотеке». В 2004 году были вынесены на рассмотрение важные для рынка законопроекты «О кредитных историях», «О жилищно-накопительных кооперативах и их деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан» и проект Градостроительного кодекса, вокруг которого сейчас бушуют споры федеральных и муниципальных чиновников. Тем не менее изменения законодательства в 2004 году на федеральном уровне мало коснулись недвижимости, земельных отношений и строительства, за исключением, пожалуй, изменений в федеральном законе «Об ипотеке».

Зато на уровне Москвы изменений было много. В принципе это неудивительно, так как региональное законодательство меняется часто и порой кардинально. Цель – попытка закрыть существующие пробелы и разрешить назревшие противоречия. А поскольку противоречий обычно накапливается масса, о деятельность региональных законодателей зачастую характеризуется некоторой хаотичностью и непоследовательностью.

Если рассматривать правовые акты, которые уже повлияли или еще только потенциально способны повлиять на отношения в сфере строительства, недвижимости и земли в Москве, можно констатировать, что в уходящем году основные силы были брошены на урегулирование деятельности органов местного самоуправления, их отношений с юридическими и физическими лицами и ответственности сторон. Законотворчество в данном ракурсе представляется наиболее верным, потому что именно из-за неурегулированности отношений, процедур и действий чиновники получают возможность злоупотреблять своими полномочиями.

Остается ждать в новом году новых инициатив, которые будут направлены не на более жесткое и административное давление органов на коммерческие структуры, а на дальнейшее развитие свободного рынка с минимальным вмешательством власти в дела бизнеса.

5 Мая 2005