Саморегулируемые организации в строительстве: суровая реальность

назад

С 1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 148-ФЗ от 22.07.2008 г.  «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Согласно которому, строительные лицензии с 1 января 2009 больше не выдаются, а выданные ранее лицензии действуют только до 2010 года. Чтобы компания могла осуществлять строительную деятельность, она должна вступить в саморегулируемую организацию (СРО) и получить допуск к работам -  документ, выдаваемый соответствующей СРО, заменяющий собой лицензию.

В настоящей статье предлагается рассмотреть как само понятие и значение саморегулируемых организаций в области строительства, проектирования и инженерных изысканий, так и мнения относительно их жизнеспособности, перспективности, положительные и отрицательные стороны для того чтобы глубже понять и разобраться в вопросах актуальности их создания и необходимости вступления. 


Немного из истории

Само слово «лицензирование» означает разрешение государства заниматься определенным видом деятельности после прохождения фирмой соответствующей процедуры для его получения.

Лицензирование в нашей стране развивалось в три этапа: советский, переходный и современный. Правда, советский период характеризовался полным отсутствием лицензирования, поскольку все сферы того времени принадлежали государству и частного предпринимательства как такового не существовало.

Что касается переходного, то именно в этот период и зародились первые законодательные основы становления всей системы лицензирования в России. Начиная с 1991 года было принято множество нормативных правовых актов, регулирующих лицензирование деятельности.

На современном этапе принято считать, что лицензирование деятельности – это административный барьер, который тормозит развитие малого и среднего бизнеса, благодаря чему и появилось такое понятие, как саморегулируемые организации в строительной сфере (далее СРО). Отныне приоритетным направлением становится выдача свидетельств о допуске к соответствующим работам, а организации, выполняющие строительные, изыскательные, проектные работы, должны будут создавать отдельные СРО.

Что же такое СРО и для чего она нужна?

Саморегулируемая организация (СРО) – это некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которая основана на членстве юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей. СРО в России создаются в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства.

Основными целями деятельности СРО в строительстве являются: предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые выполняются членами саморегулируемых организаций и оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Сюда же относится повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Виды саморегулируемых организаций в строительной отрасли:

? саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
? саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
? саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой с момента включения ее в единый государственный реестр саморегулируемых организаций.

Так, с первого января 2009 года лицензии на осуществление строительной деятельности в России больше не выдаются. Организации, которые занимаются инженерными изысканиями, архитектурно-строительным проектированием, строительством, капитальным ремонтом и у которых не закончился срок действия лицензии, могут работать в прежнем режиме, но недолго: всего лишь до 01.01.2010 года, после чего в нашей стране не будет действовать ни одна лицензия в этих сферах деятельности. Строительные компании теперь обязаны будут получить допуск к строительным работам, вступив в саморегулируемую организацию (СРО). Все эти нововведения произошли после принятия Федерального закона №148-ФЗ от 22.07.2008 года «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Реалии нашего времени

Как бы мы к этому ни относились, но СРО активно и целеустремленно вошли в нашу жизнь и уже начинают занимать определенные позиции, с которыми просто необходимо считаться. С каждым днем ряды СРО пополняются все новыми и новыми зарегистрированными в качестве СРО некоммерческими партнерствами. Так, например, по состоянию на  ноябрь 2009 года в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) зарегистрировано в государственном реестре саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации объектов капитального строительства – 39; осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства – 57; выполняющих инженерные изыскания объектов капитального строительства – 6 организаций.

Одна сторона медали

С одной стороны, появление СРО можно назвать прорывом в строительной сфере, перспективнейшим механизмом решения одной из основных проблем этого бизнеса – повышения качества возводимых объектов. К тому же, учитывая горький опыт системы лицензирования, бюрократизация экономики в строительной сфере останется в прошлом, а вопросы будет решать команда профессионалов, способных не только контролировать себе подобных, но еще и нести ответственность друг за друга – так сказать, работать по принципу компенсационного фонда СРО: «Один за всех, и все за одного».

В разработке нововведений участвовало все строительное сообщество. Результат можно назвать революционным, так как регулирование всей отрасли теперь перейдет к профессионалам, людям, прекрасно разбирающимся в специфике своей сферы и готовым содействовать ее развитию. К тому же, руководствуясь принципом круговой поруки, все без исключения члены СРО будут заинтересованы в каждом проекте своих коллег и не допустят безответственности и попустительства в своей работе.

В результате на рынке останутся лишь достойные компании, успешно зарекомендовавшие себя и имеющие огромный опыт за плечами, а несостоявшимся фирмам придется уйти ни с чем, не ставя, таким образом, в опасность наши с вами жизни и здоровье. Кроме того, СРО будут следить за подготовкой своего кадрового состава, от простого рабочего до топ-менеджера. Сотрудники должны будут сдавать экзамены, подтверждающие квалификацию, на базе учебного центра при СРО.

Государство освобождает участников рынка от бюрократических процедур и неоправданно жесткого контроля со стороны надзорных органов власти и не дает возможности проникнуть в строительный сектор компаниям с сомнительной репутацией. Самое главное – СРО будут нести ответственность перед конечными потребителями за выполнение своих обязательств.

На саморегулирование возлагают большие надежды как государственные органы, так и частый сектор. СРО являются достаточно новой правовой формой для России, они позволяют обеспечить взаимодействие власти и предпринимателей, уменьшить влияние государства на хозяйственную деятельность, способствовать дебюрократизации экономики и повысить ответственность бизнеса перед потребителями.

Другая сторона

Теперь поговорим о другой, менее приятной, но, по-нашему мнению, более актуальной стороне. Сейчас в Интернете растет волна предложений о предоставлении тех самых допусков, которые заменят собой лицензию. Однако данные предложения могут носить недобросовестный характер и адресоваться организациями, не имеющими к строительному бизнесу ни малейшего отношения. Чем ближе 2010 год, тем стремительнее возрастает волна вновь создаваемых СРО, за качественный состав которых, к сожалению, никто не отвечает.

Несмотря на критику в адрес государственных органов, жалобы на бюрократические проволочки и бесконечные согласования, нельзя не признать тот факт, что лицензирующий орган все-таки выполнял свои первоочередные функции, а именно: контроль строительной сферы. Пусть и не совершенный, но он был, и это намного лучше, чем его полное отсутствие. Сейчас же у компании, пришедшей за пресловутым допуском, нет никакой гарантии, что, вступив в некоммерческое партнерство, она не будет обманута и не лишится своих денежных средств.

Так, например, по материалам Агентства строительных новостей, одним из важных вопросов на этапе активной работы СРО становится проблема деятельности различных «контор», готовых оказывать не только юридическую помощь в подготовке документации для вступления в СРО, но и за определенную сумму подтасовывать документы. К примеру, одно московское агентство предлагает услуги по формированию пакета документов и продвижения их в одну из СРО. Цена – 35000 руб. (включает 10 видов работ). За каждый дополнительный вид работ – доплата 3000 руб. Аванс составляет 70% от стоимости услуг. Срок получения допуска – 35 дней с момента сдачи пакета документов в СРО. Понятно, что такая «правовая помощь» нужна не настоящим строительным организациям, а фирмам-однодневкам, которые не имеют кадрового и имущественного обеспечения для выполнения строительных работ.

Как не надо делать…

Существует еще один хитрый и нечестный способ, который, при всем уважении к вновь создаваемым СРО, сможет сыграть с ними злую шутку. Считаем своим долгом рассказать о нем, дабы предостеречь от подобных ситуаций, а быть может и предотвратить их появление в будущем.

Мы знаем, что организация-участник при вступлении в СРО вносит определенную сумму, в зависимости от вида деятельности. Член СРО платит три типа взносов: вступительный при приеме в СРО (единовременный), членские (регулярные), и средства в компенсационный фонд. Все участники СРО должны нести солидарную ответственность в случае профессиональных ошибок своих коллег, и ущерб в этом случае возмещается из средств компенсационного фонда. Так, например, заранее заключив соответствующую договоренность, я поручаю выполнить строительные работы некой «своей»вновь созданной фирме, которая впоследствии «успешно» провалит мой объект, а другие участники СРО, в свою очередь, должны будут возместить мне ущерб, причиненный своим недобросовестным коллегой. Заплатив мне из компенсационного фонда, они, конечно же, могут исключить нерадивого товарища, но при всем этом я остаюсь при деньгах и вправе требовать взыскания неустойки и всего того, что сам пропишу в договоре со своим подельником.

Ситуация, конечно, может развиваться и по другим сценариям – все зависит от фантазии того, кто захочет «наложить лапу» на деньги компенсационного фонда – а такие, уверяем вас, найдутся. К тому же, участники СРО не желают расплачиваться и отвечать за намеренные или случайные ошибки коллег-конкурентов, а тем более учить их правильно и грамотно работать. В данных случаях не исключены «междусобойчики», за которые отвечать и «скидываться» для возмещения ущерба придется всем без исключения

Монополизм или здоровая конкуренция?

Конечно же, можно ужесточить требования, предъявляемые к потенциальному участнику СРО, но применение повышенных запросов к такому лицу способно привести к тому, что на плаву останутся только крупные, серьезные компании, имеющие богатый опыт и высококвалифицированный состав рабочих.

Многие СРО ввели по отношению к своим членам дополнительные требования, например, наличие сертификата ISO, что во время мирового финансово-экономического кризиса кажется чересчур обременительным. А как же быть только что созданной компании, не имеющей пока достаточных средств и ресурсов для начала своей трудовой деятельности? Как ей стать членом СРО, пройти жесткую проверку и заниматься выбранным делом? К сожалению, об этом наши законодатели думают в последнюю очередь. Заплатить 300000 руб. для многих организаций очень трудно. Есть огромное количество небольших фирм, которые прекрасно работают и справляются со своими обязанностями, довольствуясь малыми объемами. Именно они окажутся в затруднительном положении. Считаем, что целесообразно разрешить маленьким организациям вносить в компенсационный фонд меньшую сумму, а в дальнейшем, при увеличении объемов работ и темпов роста, предусмотреть повышение суммы взноса.

Многие потенциальные участники СРО просто не хотят отходить от годами выработанной практики, когда лицензия выдавалась в основном по формальным признакам, к тому же в прежних условиях вывести новую компанию на рынок не представляло большого труда. Сегодня же ей придется не раз доказать на деле, что она достойна вступления в СРО, а кроме того, фирме нужны еще и деньги на вступительный взнос, для того чтобы получить пресловутый допуск и начать зарабатывать.

От чего уходили – к тому и пришли

Критика, обрушившаяся на государственные регуляторы строительного рынка, усиливается с каждым днем. Негативные высказывания слышны и в адрес системы государственного лицензирования, которая просто напросто изжила себя. Законодатели, вместо того, чтобы усилить борьбу с коррупцией и бюрократизмом, разобраться с проблемой изнутри, решили навсегда отказаться от годами проверенных схем и создать нечто такое, что может привести к еще более печальным последствиям.

На сегодняшний день одним из положительных моментов функционирования первых СРО в сфере строительства является открытие огромного количества вакантных должностей для руководящего состава. Из достоверных источников нам стало известно, что все бывшие высокопоставленные чиновники лицензионного центра возглавляют СРО или занимают руководящие должности во вновь создаваемых некоммерческих партнерствах, и делают абсолютно то же самое, что и на своем прежнем рабочем месте. Таким образом, система продолжает работать, просто она перенеслась на другой уровень и в иные условия. По сути дела, поменялся сам институт и возросла сумма, которую необходимо уплатить, а все остальное осталось неизменным. Идея закона – наступить на горло коррупционерам, злоупотребляющим полномочиями при выдаче лицензий, потерпела неудачу. Видимо, лучший способ ликвидировать коррупцию – это ее узаконить...

Один шаг вперед – два назад

Несмотря на все позитивные прогнозы сторонников и приверженцев СРО, процесс создания таких партнерств затягивается и идет медленными темпами. Многие думали, что лицензирование в строительстве все же не будет отменено и решение вопроса вновь отложится на определенное время. По этой причине сейчас наблюдается некоторое отставание, особенно заметное в регионах. В России существует целый ряд субъектов, в которых к созданию СРО в строительстве фактически еще не приступали. Все это может привести к дезорганизации и анархии внутри единого строительного рынка страны.

По мнению большинства аналитиков, точку зрения которых мы полностью разделяем, в ряде регионов некоммерческие партнерства, претендующие на статус СРО, для достижения требуемого числа в 100 организаций и с учетом приближающегося срока прекращения действия лицензии, снижают требования к членам, вплоть до отмены вступительных взносов. Такая практика повышает риски, в том числе и в области безопасности строительства, и ставит под сомнение способность таких СРО отвечать по своим обязательства.

Как уберечься от сомнительных СРО?

С момента зарождения всеобщего интереса к СРО (начало 2009 года) предложения вступить в организацию такого типа рассылались огромными пачками, и многие на первых порах отдавали деньги ни за что, толком не разобравшись, кто перед ними: мошенники или порядочные предприниматели. Единственным способом защиты от сомнительных СРО является своевременное обращение к профессиональным юристам для предупреждения «скользких» ситуаций и недопущения неблагоприятных последствий. Необходимо подробнейшим образом изучить историю создания и развития той или иной СРО, если нужно – провести собственное расследование и выяснить все нюансы, касающиеся активной деятельности СРО, просмотреть все учредительные документы и т. д.

При решении вопроса о вступлении в СРО необходимо обратить внимание на ее состав. Если членами саморегулируемой организации являются лидеры строительного рынка, крупнейшие и авторитетнейшие строительные холдинги и компании, – это является дополнительной гарантией того, что в этой СРО показатели надежности и устойчивости будут существенно выше, чем в той, которая образована малым и средним бизнесом.

Добросовестность компании – самый важный и решающий критерий при выборе СРО. Те фирмы, которые заинтересованы в раскрутке своего имени на строительном рынке, будут искать именно хорошо зарекомендовавшие себя некоммерческие партнерства. Ну а те, кто был в тени, предпочтут остаться там, им не нужен контроль со стороны коллег. Когда речь идет о таких компаниях – велика вероятность появления СРО-однодневок, которые, проработав непродолжительное время и растранжирив компенсационный фонд, при первой же проверке предпочтут свернуть свою деятельность и откроются вновь уже под другой вывеской, откупаясь от контролирующих органов.

Считаем необходимым предусмотреть создание «Единой СРО» – объединения в рамках одного юридического лица всех участников строительного процесса, так как изыскатели, проектировщики и строители тесно взаимосвязаны друг с другом и являются активными участниками одного процесса. Создание мелких, разрозненных СРО в каждой отельной сфере (особенно в области инженерных изысканий, которая по численности предприятий намного уступает своим «соседям») может привести к их искусственной изоляции и, как следствие, монополизации каждой сферы, где будут навязываться свои «правила игры» и жесткие порядки. В случае возникновения подобных явлений о государственной системе лицензирования будут вспоминать как о более легкой и доступной, а главное – менее затратной, пусть и немного затянутой процедуре.

Целесообразно объединение компаний разных форм собственности в одной СРО. Однако и здесь есть свои сложности. Велика вероятность того, что крупные организации будут диктовать условия деятельности и управлять, по сути, работой всех фирм, входящих в данное партнерство. Необходимо законодательно разработать очень четкий регламент, обеспечивающий равноправное участие всех членов СРО.

Поживем – увидим

В целом ситуация с введением саморегулирования строительной деятельности достаточно неоднозначна. С одной стороны, у нового механизма управления строительной сферой большой и успешный мировой опыт развития и функционирования за спиной. С другой – применяя западный образец в своей стране, можем ли мы с уверенностью сказать, что он учтет особенности национального рынка и деловой среды России, менталитет наших граждан, методы ведения бизнеса? Сможет ли развиться так, чтоб показать свою состоятельность и принести ощутимые результаты? Как бы то ни было, время покажет, кто прав, кто виноват…

20 Января 2010
"