Закон «Об Арктической зоне РФ». Быть или не быть?

назад

Правовой статус арктического пространства прямо не регламентирован на международном уровне. Правовой режим Арктики определяется национальным законодательством арктических стран и международно-правовыми соглашениями. В России также отсутствует единый акт, регламентирующий все вопросы, связанные с Арктикой. 

Законодательное регулирование развития районов Севера не носит системного характера и является противоречивым. В настоящее время отсутствует законодательная система мер по комплексному развитию Севера и, соответственно, Арктической зоны Российской Федерации.

Старые механизмы поддержки районов Севера упразднены, а новые еще не выработаны. Условия Арктической зоны требуют законодательного закрепления основ, механизмов и инструментов государственного регулирования и устойчивого развития.

К сожалению, действующее законодательство, регулирующее правой статус Арктической зоны, носит фрагментарный характер. В правовом регулировании Арктической зоны, приоритетно используются отдельные отраслевые подходы.  

Что же касается основных нормативно-правовых актов в сфере налоговых, бюджетных, таможенных отношений, то все они не отражают специфику Арктической зоны. Можно отметить несогласованность российского законодательства в области стандартов хозяйственной деятельности с международными стандартами. Действующее экологическое законодательство и законодательство в сфере природопользования не учитывает особенности Арктической зоны как важного климатического фактора для экосистемы нашей планеты. В том числе не в полном объеме учитываются интересы малочисленных коренных народов Арктики.

Нашими законодателями неоднократно предпринимались попытки регламентировать правовой режим северных районов.

Вот и сейчас Министерство регионального развития РФ, объявив конкурс на разработку вышеназванного закона, в очередной раз попыталось придать этому региону особый статус. 

Так как в техническом задании к открытому конкурсу немалая часть работы была посвящена картографическим работам, то наша компания не стала принимать участие в нем и решила своими силами разработать свой проект закона об Арктической зоне РФ.

Поэтому, на выходе появилось две версии законопроекта. Одна редакция – редакция исполнителя по государственному контракту – Центра законодательства и сравнительного анализа при Правительстве РФ и вторая редакция – редакция Tenzor Consulting Group. 

Причем редакция нашего законопроекта удостоилась внимания не только профильного Комитета по делам Севера и Дальнего Востока Государственной Думы РФ, но и завоевала признание в таких авторитетных организациях как: Совет Федерации, Министерство регионального развития, Русское географическое общество, Экспертный Совет по Арктике и Антарктике и др.  

В настоящей статье нет смысла пересказывать все положения нашего законопроекта и законопроекта, подготовленного Центром законодательства и сравнительного анализа при Правительстве РФ и тем более сравнивать их… Достаточно сказать о том, что благодаря нашим стараниям многие положения законопроекта,  разработанного победителем открытого конкурса были заменены на текст в нашей редакции и претерпели значительные изменения. 

В своей редакции законопроекта мы установили общие принципы осуществления государственного управления, налоговой, таможенной, бюджетной, тарифной, кредитной, экономической политики. Кроме того, нами были определены географические границы Арктической зоны по принципу деления территории по степени сходства всего комплекса ресурсных, природных и хозяйственных условий.

Конечно же, всегда остается риск того, что при принятии решения об одобрении законопроекта депутаты Государственной Думы могут столкнуться с тем, что многие депутаты-представители околосеверных регионов станут «тянуть одеяло» за свой регион, свой район, тем самым, стараясь включить его в состав Арктической зоны РФ и придать ему особый статус. В связи с этим, увеличивается риск противостояний отдельных депутатов по одобрению текста законопроекта, в котором уже прописаны муниципальные районы, так или иначе отнесенные к Арктической зоне РФ и эти противоречия неизбежны. С несогласием отдельных регионов об исключении их из Арктической зоны РФ мы уже столкнулись при согласовании этих самых границ на всевозможных совещаниях и Экспертных советах, посвященных этому вопросу.  

Остается надеяться, что законопроект «Об Арктической зоне РФ» в чьей бы редакции он не увидел свет, сможет обеспечить нормативные, правовые и институциональные условия для долгосрочного устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации при условии сохранения природных экосистем, естественных ландшафтов и их биологического разнообразия. 

А будет ли это федеральный закон или руководство страны решит отрегулировать этот вопрос многочисленными Постановлениями Правительства РФ дабы не нарушать политическую стабильность в рядах Государственной Думы уже решать не нам…

 

8 Июля 2013
"