Вытрезвители возвращаются. Или новая сфера применения механизмов государственно-частного партнерства

назад

Всем знакома фраза из известного кинофильма: «На его месте должен был быть я. Напьешься – будешь». К сожалению, для многих граждан нашей страны сыгранная в «Бриллиантовой руке» сцена знакома не понаслышке.

В международный день смеха, юристы Tenzor Consulting Group решили затронуть немного несерьезную, но вполне актуальную и важную для общества тему возврата к созданию вытрезвителей.

И это отнюдь не потому, что данная сфера является больной точкой для коллектива компании :), а потому, что регулирование этой сферы полноценно дополнит линейку ГЧП-проектов компании в здравоохранении и социальной сфере.

В 2011 в России закрылся последний действующий медицинский вытрезвитель. МВД успешно избавилось от лишних функций и возложило заботу о пьющих гражданах на Минздрав. Казалось, 70-летней советской практике принудительного лечения, был положен конец. Вот только медики от такого «подарка» до сих пор не могут прийти в себя.

Надо понимать, что большинство пьяных людей не нуждаются в медицинской помощи и отнимать драгоценное время и силы врачей на работу с такими «пациентами» не допустимо, так как, возможно, именно в этот момент та самая помощь требуется по-настоящему больному и нуждающемуся в срочном лечении человеку.

А в настоящий момент именно так все и происходит…

В последнее время выросла активность инициатив, исходящих от местных органов власти и общественных организаций по возвращению функций вытрезвителей. Следует отметить, что все больше и больше людей поддерживают такие предложения.

Юридическая компания Tenzor Consulting Group предлагает не просто возродить эту важную и, безусловно, нужную опцию государства, но и рассмотреть возможность создания такого рода учреждений на основе института государственно (муниципально)-частного партнерства.

Именно такой подход, по-нашему мнению, уведет многие дотационные регионы от скептицизма в плане рассуждений об отсутствии финансовых возможностей по такой нелегкой, с точки зрения поиска бюджетных ресурсов, процедуре возврата к практике по возрождению вытрезвителей.

 Как правило, в начале пути необходимо провести нормативно-правовой аудит законодательной базы местного уровня (в т.ч. регионального закона о ГЧП) на предмет возможности внесения изменений в законодательство субъекта Федерации в части создания подобных вытрезвителей на территории конкретного муниципального образования и его относимость с федеральными законами. В случае отсутствия такой возможности принимается ряд нормативных правовых актов, позволяющих создать такие центры.

Не лишним будет и инициировать внесение изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» с предложением вернуть в России медицинские вытрезвители с обоснованием необходимости и целесообразности применения такой процедуры к перебравшим согражданам (статистка роста преступности, смертности на улицах, загруженности медицинского персонала, соседство обычных пациентов с нетрезвыми лицами и т.п.);

Вторым и наиболее важным шагом на пути к созданию таких центров станет выбор наиболее подходящей концепции (организационно-правовой формы) таких центров, коими могут быть:

- концессионные соглашения;

- договоры аренды помещения;

- договоры безвозмездного пользования помещением;

- создание совместного с муниципалитетом предприятия и др.

Немаловажным является вопрос закрепления тарифа из расчета на одного посетителя, компенсации затрат на него, с учетом отсутствия возможности получения денежных средств за предоставления такого временного пристанища. Эти и многие другие вопросы предстоит решить инвестору и муниципалитету при планировании создания такого центра. Однако, не смотря на кажущуюся сложность, при наличии воли обеих сторон, найти такой консенсус довольно-таки легко.

По такому же принципу, наша компания еще в 2011 году участвовала в создании центров оказания медицинских услуг на территории РФ, и разработав схему компенсации затрат инвестора при создании центров, добилась того, что уже в более чем тридцати регионах России такие центры сейчас активно работают и приносят постоянный доход не только частному инвестору, но и радуют качественным сервисом пациентов.

Аналогичный подход можно применить и к вытрезвителям, когда инвестор за свой счет реконструирует, модернизирует, оснащает помещение (объект), принадлежащий городу. Так, можно предусмотреть, что на одной половине помещения инвестор оказывает услуги по «вытрезвлению граждан», часть своих затрат компенсируя через тариф или субсидию, а на второй половине объекта оказывает платные услуги по избавлению от алкогольной зависимости. На самом деле, вариантов может быть множество.Естественно, в таком учреждении в обязательном порядке должен находиться врач и полицейский.

Подобные схемы уже показали свою эффективность и дают хорошую отдачу, как инициаторам такого партнерства: инвестор получает прибыль, город – спокойствие, снижение преступности и смертности, так и конечным потребителям - посетителям центра, которые получают качественный сервис, защиту и уход.

Надеемся, что уже совсем скоро наши законодатели поймут, что возрождение таких нужных и важных учреждений, как вытрезвители, идет на пользу не только членам одной группы людей, являющихся их постоянными клиентами, оптимизируют работу врачей и полицейских, но могут являться неплохим источником развития предпринимательского климата, и, как следствие, увеличение бюджета региона в целом, и муниципалитета в частности.

1 Апреля 2014
"