Статус иностранной организации в налоговом законодательстве

назад

Представить современный российский рынок без присутствия на нем иностранных компаний невозможно. Иностранные организации работают во всевозможных областях российского бизнеса: торговле, строительстве, сфере услуг, в банковской, финансовой и многих других сферах. Естественно, что для нормального функционирования любого бизнеса необходимо четкое понимание места той или иной компании в законодательной системе России.


1. Правовой статус.

Под иностранными организациями российское законодательство понимает иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, гражданская правоспособность которых определяется в соответствии с законодательством государств, в которых они учреждены.

Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок налогообложения и правовой статус иностранных организаций в системе налогообложения России является:
-Налоговый кодекс РФ;
-Гражданский кодекс РФ;
-Международные конвенции, соглашения, договоры, заключенные между правительствами России и иностранных государств;
- Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской федерации» № 160-ФЗ от 09.07.1999 г.;
- а так же Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденное Приказом МНС России от 7 апреля 2000 г. № АП-3-06/124.

Говоря об особенностях налогообложения иностранных организаций в РФ, прежде всего, следует определиться со статусом той или иной иностранной компании в системе налогообложения РФ. Ст. 306 НК РФ предусматривает два основных типа деятельности иностранных организаций на территории России.

Тип 1: когда иностранная организация осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через своё постоянное представительство.

Тип 2: когда предпринимательская деятельность, осуществляемая иностранной организацией на территории России, не создаёт постоянного представительства этой организации в РФ.

В зависимости от того или иного типа деятельности иностранных компаний в России, налоговые органы по разному взимают налоги с доходов от предпринимательской деятельности этих компаний, получаемых ими из источников, находящихся на территории РФ.

Возникает, как минимум, два вопроса:
- в каком случае, с точки зрения законодателя, иностранная организация считается действующей в России через своё постоянное представительство, а в каком таковой не считается?
- в чем разница налогообложения при использовании первого и второго типа?

В п. 2 ст. 306 НК РФ термин «постоянного представительства» раскрывается следующим образом:

«Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации…»

Следовательно, законодательство РФ о налогах и сборах устанавливает следующие признаки постоянного представительства, при наличии совокупности которых деятельность иностранной организации в РФ признается постоянным представительством. А именно:
-существование обособленного подразделения или любого иного места деятельности иностранной организации в РФ;
-осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории РФ;
-осуществление такой деятельности на регулярной основе.

Таким образом, если иностранная компания не имеет обособленного подразделения на территории РФ и не осуществляет регулярной предпринимательской деятельности, она не может быть признана как иностранная организация, действующая в России через постоянное представительство. При этом, такая компания может иметь собственность, находящуюся на территории РФ, в том числе и недвижимость.

Теперь рассмотрим вопрос о том, в чем же состоит различие в порядке налогообложения иностранных компаний, действующих на территории РФ через свои постоянные представительства и компаний не осуществляющих свою деятельность через таковые.

Предлагаю рассмотреть данные различия на примере одного из основных налогов в России – налоге на прибыль организаций (Глава 25 НК РФ).

Согласно ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются как российские организации, так и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Таким образом иностранная компания, действующая через постоянное представительство является самостоятельным плательщиком налога на прибыль и по сути приравнивается к любой российской организации. Ставка налога при этом ничем не отличается и равна 24 %.

В случае, когда иностранная компания не осуществляет регулярной предпринимательской деятельности в России и не образует своего постоянного представительства, налоговое законодательство РФ возлагает обязанность уплаты налога на прибыль на источник дохода. Об этом прямо указывается в ст. 309 НК РФ.

Таким образом, факт наличия постоянного представительства принципиально меняет налоговый статус иностранной компании в системе российского налогообложения.

Позиция налоговиков в вопросе оценки деятельности иностранных организаций через постоянное представительство, либо без образования такового дана, в частности, в Письме Управления Федеральной Налоговой Службы по г. Москве от 14 июня 2005 г. № 20-12/41907. Поводом для написания данного письма стал следующий вопрос:

иностранная организация - резидент Республики Панама намеревается реализовать принадлежащее ей недвижимое имущество, находящееся на территории РФ. Приведет ли данная операция к образованию постоянного представительства иностранной организации в РФ для целей налогообложения прибыли? Каков порядок налогообложения доходов организации, полученных в связи с реализацией указанного имущества?

На данный вопрос заместителем руководителя УФНС по г. Москве Луканиной А.Г. были даны следующие разъяснения:

«Согласно статье 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль в РФ признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства или получающие доходы от источников в РФ.

Наличие постоянного представительства иностранной организации в РФ определяется исходя из положений законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации для целей налогообложения в РФ понимается любое обособленное подразделение или иное место деятельности иностранной организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ. Данная деятельность может быть связана с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов, осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, если такая деятельность не является подготовительной или вспомогательной в пользу самой же иностранной организации.

В статье 2 ГК РФ предусмотрено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Таким образом, если иностранная организация единожды осуществит операцию по реализации принадлежащего ей недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, то такая операция не приведет к образованию ее постоянного представительства для целей налогообложения в РФ.

Если деятельность иностранной организации не привела к образованию ее постоянного представительства для целей налогообложения в РФ, то при получении дохода от реализации принадлежащего ей недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, она становится налогоплательщиком по налогу на прибыль в РФ, взимаемому у источника выплаты в РФ (статьи 246 и 247 и подп. 6 п. 1 ст. 309 НК РФ).

Налогообложение таких доходов у источника выплаты в РФ производится налоговым агентом (организацией, выплачивающей доход иностранной организации) в соответствии с порядком, установленным статьей 310 НК РФ.

Согласно статье 310 НК РФ налог с доходов иностранного юридического лица от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, исчисляется с учетом положений пункта 4 статьи 309 НК РФ. В этом случае налог считается по ставке 24%, предусмотренной пунктом 1 статьи 284 НК РФ».


2. Регистрация иностранной организации в налоговых органах.


Налоговый кодекс РФ требует обязательной постановки на налоговый учет всех налогоплательщиков, в том числе и иностранных организаций (ст. 144 НК РФ). Однако, учитывая тот факт, что местом учреждения иностранной компании является другое государство, законодатель разработал особый порядок учета иностранных организаций. Такой порядок изложен в Положении об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденном приказом МНС России № АП-3-06/124 от 07.04.2000 г.(далее Положение). Также, в качестве приложений к этому документу

По общему правилу, установленному пунктом 2 Положения, в случае, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления такой деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.

В случае, если такой период деятельности иностранной организации не превышает 30 календарных дней в году, то учет такой организации осуществляется на основе уведомления налоговых органов по месту осуществления этой деятельности со стороны данной иностранной организации.

В положении отдельно указано, что иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми налоговое законодательство России и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности таких организаций по уплате налогов.

В положении прописан исчерпывающий перечень документов, которые необходимо предоставить в налоговый орган при постановке на учет иностранной организации. К ним относятся:
- заявление о постановке на учет по разработанной МНС РФ форме;
- легализованная выписка из торгового реестра или другой аналогичный документ, содержащий информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, её регистрационном номере, дате и месте регистрации. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации, необходимо предоставить копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности;
- справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации организации в качестве налогоплательщика с указанием кода налогоплательщика (или его аналога);
- решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в Российской Федерации или, в случае отсутствия такого решения, копия договора, на основании которого осуществляется деятельность в России;
- доверенность, выданная иностранной организацией на главу (управляющего) отделения.

После прохождения процедуры постановки на налоговый учет налоговый орган выдает иностранной организации свидетельство (форма 2401 ИМД) с указанием индивидуального номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП).

Кроме того, Положением предусматривается обязанность и порядок постановки на учет иностранных организаций, их филиалов, отделений и иных обособленных подразделений в связи с открытием такими организациями счетов в банках, находящихся на территории Российской Федерации. В этом случае иностранная организация подлежит учету по месту нахождения каждого банка в котором у данной организации открыты счета.

В случае, если иностранная организация является собственником недвижимого имущества и транспортных средств или владеют и используют их на соответствующих правах такие организации подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения данного недвижимого имущества, равно как и по месту регистрации транспортных средств.

3. Льготы и гарантии, предоставляемые иностранным организациям

Говоря о льготах и гарантиях, предоставляемых иностранным компаниям, прежде всего, стоит обратить внимание на инвестиционную политику, проводимую Россией в последние годы. Примером такой политики стало принятие Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. (далее Закон). Принятие данного закона направлено на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

В законе перечислены основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

К основным гарантиям для иностранных инвесторов можно отнести такие гарантии, как:
-гарантия правовой защиты деятельности иностранного инвестора;
-гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора;
-гарантия от неблагоприятного для иностранного инвестора изменения законодательства Российской Федерации;
-гарантия участия иностранного инвестора в приватизации, а также целый ряд других важнейших гарантий, призванных улучшить инвестиционный климат в России и привлечь иностранные организации на российский рынок.

В законе также указывается право иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями на льготы по уплате таможенных платежей при осуществлении ими приоритетных инвестиционных проектов. В настоящее время, к одному из ярких примеров такого проекта можно отнести инвестиционный проект по строительству Олимпийских объектов в г. Сочи.

Так ст. 37 Закона РФ «О таможенном тарифе» №5003-1 от 21.05.1993 г. предусматривает возможность предоставления тарифных льгот в виде возврата уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством Российской Федерации.

В ст. 150 НК РФ также предусматривается льгота по уплате НДС в виде освобождения от уплаты налога при ввозе товаров на территорию России, если данные товары являются технологическим оборудованием, комплектующими и запасными частями к нему, ввозимые в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций, в том числе и организаций с участием иностранных инвесторов.

В заключении хотелось бы отметить, что в последние годы Российский рынок становиться всё более привлекательным для зарубежных компаний. Политика руководства нашей страны, направленная на повышение прозрачности финансовой, налоговой, административной систем постепенно начинает приносить плоды. Всё большее количество иностранных организаций обращают своё внимание на перспективы развития инвестиционного рынка в России. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в ближайшем будущем законодательство, регулирующее деятельность иностранных организаций в Российской Федерации будет претерпевать неизбежные изменения. Будут ли такие изменения ужесточать режим деятельности зарубежных компаний или напротив, сделают их пребывание в России более комфортным, покажет время.

7 Декабря 2006
"