Порты России: Быть смелее в желаниях и возможностях

назад

Пятый международный Форум «Порты России», организованный английской компанией С5 Communications Limited при поддержке юридической фирмы Tenzor Consulting Group, прошел в Санкт-Петербурге 26-27 июня.

В этом году на форуме обсуждалася широкий круг проблем, таких как обеспечение эффективности управления торговыми активами и развитие портовых терминалов, привлечение частных инвестиций в развитие портовых проектов, а также обеспечение успешного выхода на новые рынки и создание новых наземных транспортных коридоров, реализация проектов государственно-частного партнерства и преодоление вызовов, связанных с применением российского законодательства.

По данным Ассоциации Морских Торговых Портов, рост грузопотока в российских портах вырос примерно в три раза, что составило более 500 млн. тонн, что, безусловно, является положительной динамикой. Но для сохранения и увеличения объема перевалки грузов, прибрежно-припортовая инфраструктура нуждается в конкурентных преимуществах, а значит, не только в модернизации и развитии имеющихся активов, но и в строительстве современных мультимодальных логистических центров. По оценкам экспертов, в ближайшее десятилетие в модернизацию портовой и припортовой инфраструктуры России будет вложено порядка 5 трлн рублей, при этом основная часть средств поступит из внебюджетных источников. 

Рассматривая вопрос повышения конкурентоспособности и привлекательности портов России, Александр Львович Кузнецов, профессор кафедры Управления транспортными системами и логистики ГМА им. Адмирала С.О. Макарова, говорил о необходимости развивать транспортную инфраструктуру, уделив достаточное внимание модернизации контейнеров. В результате станет возможным увеличение объема перевозки грузов без значительных изменений в транспортной сети. Оптимизация работы пунктов пропуска, новый технологии в работе государственных, контрольных и таможенных органов, введение функции одного окна, обновление портовых и припортовых активов влекут за собой большие капиталовложения, и вопрос привлечения средств можно решить, используя формы государственно-частного партнерства (ГЧП). Так, порт Усть-Луга, при помощи эффективного партнерства, не только наращивает объемы морских перевозок, но и является лидером комплексного развития территории, что позволяет ему в течение двух лет стать крупнейшим транспортным портом на Балтийском море.Транспортная инфраструктура представлена развивающейся железнодорожной ветвью, в планах строительство автотрассы федерального значения, что в сочетании с возможностью морских перевозок позволит создать мультимодальный центр. 

В планы компании входит строительство индустриальной зоны с возможной переработкой нефтехимии в непосредственной близости от порта, создание города на месте поселка, развитие туристско-рекреационной зоны, а также реализация агропромышленного проекта. При этом одна из важных задач - сохранение социального, экономического и экологического баланса. Безусловно, на успех  этого проекта влияют и снижение административного барьера, и инвестиционный климат Ленинградской области. Таким образом, проект развития порта Усть-Луга является гармоничным и уникальным как по масштабу, так и по содержанию.

Интересен и опыт развития морских перевозок и перевалки в порте Посьет, о котором рассказал директор по морским и речным перевозкам и перевалке в портах, член совета директоров УК «Мечел-Транс» Дмитрий Делицын. В связи с Европейским кризисом инфраструктурные проекты компании сегодня направлены на развитие перевалки грузов странам  Азиатско-Тихоокеанского региона. С помощью ГЧП планируется реконструкция порта с постройкой подходного канала к балкерному терминалу. Порт будет преобразован в терминал, способный переваливать в год 7-9 млн. тонн грузов,  против 3,3 млн. тонн в настоящее время.

Глава Представительства в России «Порт Гамбург Маркетинг е.В.» Наталья Капкаева  рассказала о том, что благодаря своевременным инвестициям в развитие портовой и припортовой инфраструктуры, созданию современной электронной системы и грамотной реструктуризации крупнейший порт Германии продолжает укреплять свои позиции и остается на втором месте в рейтинге крупнейших контейнерных портов Европы. При этом основными партнерами порта являются Китай и Россия. 

Старший юрист компании Tenzor Consulting Group Роман Джапаридзе рассказал о возможных формах альянса государства и частного бизнеса в виде ГЧП. Для стабильного развития требуются усилия всех участников процесса: государству следует совершенствовать законодательство, бизнесу – повышать свою квалификацию и быть смелее в желаниях и возможностях. Для развития ГЧП в России необходимо снижение уровня коррупции, инфляции, банковской ставки, создание благоприятного инвестиционного климата, то есть необходимо создание условий, при которых появятся «долгие» деньги. 

Помимо ставших довольно распространенными формами ГЧП в виде концессионных соглашений, инвестиционных и арендных договоров с инвестиционными обязательствами, смешанных договоров и их разновидностей, а также инвестиционных фондов и портовых особых экономических зонах (ОЭЗ) принципиально новыми формами ГЧП являются инфраструктурные облигации и контракты жизненного цикла. По мнению Джапаридзе, для урегулирования гражданско-правовых отношений в партнерстве государства и частного бизнеса не стоит ждать принятия федерального закона о ГЧП, не стоит также рассчитывать на гибкость региональных законов о ГЧП, нужно начинать реализовывать эти проекты.

Виталий Максимов, советник генерального директора ФГУ «Ространсмодернизация», являющегося государственным заказчиком по программе «Развитие транспортной системы 2010 – 2015 гг.», рассказал о комплексе инвестиционных проектов, реализуемых на основе ГЧП. Одно из направлений работы - создание и увеличение мощностей терминалов и развитие транспортной и инженерной инфраструктуры порта «Тамань»,результатом которой станет создание крупнейшего сухогрузного порта на Черном море. После модернизации общая площадь порта составит 760 Га. Общий объем инвестиций в проект составит более 200 млрд. рублей, доля государственных вложений -  более 50 млрд. рублей. 

Управляющий директор ООО УК «Совфрахт» Андрей Штырба отметил, что высокое конкурентное преимущество получает площадка, если имеет площадку с развитой инфраструктурой порта и терминалов, возможность совмещения транспортных потоков, что само по себе является уникальным активом для предприятий России в сочетании с профессиональным кадровым потенциалом.  Довольно часто собственники порта пытаются«подмять» под себя все транспортные услуги. Это, по мнению компании, неэффективно, так как в случаях, например, простоя и задержки разгрузки, владельцы вынуждены сами нести материальные потери, ведь спрашивать приходится с себя. 

Главный советник по инвестициям IFC Герберт Лаи в докладе о проблемах финансирования портовых проектов отметил  мировые тенденции поглощения и слияния компаний в портовом секторе, а также перенос портовой зоны за пределы города, что позволяет развить современные мультимодальные логистические комплексы и снять нагрузку с городской транспортной инфраструктуры. Герберт отметил, что порты России по-прежнему остаются привлекательными для инвестиций IFC. 

С докладами также выступили Сергей Становки – глава коммерческого представительства в России BBC World News; Николай Мельников – заместитель генерального директора по внешним связям ЗАО «Беломорский Порт»; Михаил Смолкин – руководитель Северо-Западного территориального управления Росграницы; Александр Липатов – руководитель проектов ОАО «Компания Усть-Луга»; Артем Селичев – начальник логистического центра Октябрьской дирекции управления ОАО «РЖД»; Александр Головизники – заместитель генерального директора по портовому бизнесу ОАО «Компания Усть-Луга».

Одна из важных проблем, по мнению участников форума, - отсутствие качественного состава рабочих специальностей. В одних случаях это связано с особенностями географического положения, в других  - с отсутствием рабочих специальностей в регионах, в связи с чем перед руководителями предприятий отрасли остро стоит вопрос о методах привлечения и переобучения трудовых ресурсов.

1 Августа 2012
"