Особые экономические зоны: выгоды и льготы

назад

Одним из самых эффективных современных инструментов привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику служит создание особых (свободных) экономических зон в различных формах, которые в настоящее время занимают весьма значимую роль в мировой экономике.
В России после долгих экспериментов с созданием отдельных свободных экономических зон 22 июля этого года принят долгожданный Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», создавший правовую основу для новой волны развития особых экономических зон.

Законы о зоне
История свободных (особых) экономических зон в России началась еще в 1989 г., однако в течение 15 лет процесс создания и деятельности таких зон определялся подзаконными нормативными актами и сводился к беспорядочной раздаче льгот и привилегий отдельным регионам в обмен на политическую поддержку.
Наконец, после длительного периода хаоса и метаний особые экономические зоны в России получили стабильную правовую регламентацию на законодательном уровне. Основу нового правового регулирования особых экономических зон в Российской Федерации заложили два Федеральных закона, принятых 22 июня 2005 г.:
• Федеральный Закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
• Федеральный Закон от 22.07.2005 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Всего до конца года должно быть принято около 25 подзаконных нормативно – правовых актов, которые завершат формирование правовой основы особых экономических зон.

Как создается особая зона
Процедура создания особой экономической зоны определена Положением о проведении конкурса по отбору заявок на создание особой экономической зоны, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 г. № 563, и включает в себя 5 основных этапов:
1. Первым этапом является объявление конкурса на создание особой экономической зоны.
Организатором конкурса выступает Минэкономразвития России, который издает приказ о проведение конкурса и публикует его в СМИ.
2. После объявления конкурса начинается этап подачи заявок претендентами на создание особых экономических зон. Форма и содержание данных заявок, и перечень прилагаемых документов определяются Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны» от 13.09.2005 г. № 564.
Заявки на создание особой зоны подаются в Минэкономразвития РФ высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований, на территории которых планируется создать особую экономическую зону.
3. На третьем этапе происходит подведение итогов конкурса. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами проводит в установленном порядке отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа.
Вскрытые конвертов с заявками, оценку поданных заявок и определение победителей конкурса осуществляют комиссии по отбору заявок на создание особых экономических зон, созданные при Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами.
По результатам конкурса объявляются победители – региональные и муниципальные образования, на территории которых будут созданы особые зоны.
4. Утверждение результатов конкурса и нормативное закрепление решения конкурсных комиссий о создании особой зоны на конкретных территориях оформляется постановлением Правительства РФ.
5. Наконец, завершающий этап в создании особой зоны - заключение соглашения о создании особой экономической зоны между Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ и исполнительным органом муниципального образования, на территории которого создается особая экономическая зона, в течение тридцати дней с даты принятия Правительством Российской Федерации постановления о создании особой экономической зоны.

Преимущество для бизнеса в ОЭЗ
Федеральный Закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» устанавливает особый режим ведения бизнеса на территории, в связи с чем выстраивается система льгот и преференций для инвесторов, вкладывающих деньги в развитие особых экономических зон:
Во – первых, это особый административный режим (один регулирующий орган – Агентство по управлению особой экономической зоны, принцип «одного окна» при регистрации предприятия в зоне);
Во-вторых, особый налоговый режим - комплекс налоговых льгот, касающийся особого порядка исчисления и уплаты налогов, а также пониженных налоговых ставок.
Так, с 1 января 2006г. для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, применяются пониженные ставки единого социального налога (ст. 241 Налогового кодекса РФ).
При исчислении налога на прибыль с 1 января 2006г. налогоплательщики - организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2 (ст. 259 Налогового кодекса РФ). Такая ускоренная амортизация позволяет списывать на расходы стоимость основного средства в два раза быстрее; значительно сокращается срок его полного списания.
Следующая льгота по налогу на прибыль предоставляется исключительно резидентам промышленно-производственной особой экономической зоны и касается переноса убытков на последующие налоговые периоды.
По общему правилу налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток, при этом совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 50 процентов налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьей 274 Налогового кодекса РФ. То есть в течение года налогоплательщик не праве перенести убытков больше, чем 50 процентов налоговой базы текущего года.
С 1 января 2006 г. это ограничение не применяется в отношении налогоплательщиков - организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны. Такие организации вправе перенести убыток предыдущего налогового периода полностью на текущий налоговый период.
В отношении налога на имущество с 1 января 2006г. освобождаются от налогообложения организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет.
В-третьих, особый таможенный режим (режим свободной таможенной зоны), при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
В-четвертых, заключение с инвестором договора аренды земельного участка на территории особой экономической зоны с правом последующего выкупа.
В-пятых, предоставление инвесторам правовых гарантий защиты их прав (гарантия неизменности предоставленных налоговых льгот в течение срока существования особой экономической зоны, судебный порядок разрешения споров и т.д.)

Как стать резидентом особой зоны
Чтобы получить статус резидента особой экономической зоны промышленно – производственного типа, инвестор должен соблюсти 3 основные условия:
Во-первых, претендовать на получение этого статуса может только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией.
Во-вторых, указанное юридическое лицо должно быть зарегистрировано в налоговом органе на территории того муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона. Если головная компания находится на другой территории, то решить эту проблему можно путем регистрации дочерней или зависимой компании на территории особой зоны.
Наконец, в-третьих, претендент должен выполнить инвестиционные условия - осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее десяти миллионов евро (за исключением нематериальных активов) по курсу Центрального банка Российской Федерации на день представления заявки на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности в органы управления особыми экономическими зонами. При этом не менее 1 миллиона евро нужно вложить в течение первого года деятельности.
К резидентам технико - внедренческой зоны менее строгие требования: ими могут быть как коммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели, и для них отсутствует инвестиционный барьер.
Если компания – претендент отвечает этим условиям, то она может подать заявку с приложением учредительных документов и бизнес – плана по форме, утвержденного Минэкономразвития РФ, о получении статуса резидента особой зоны в территориальный орган Агентства по управлению особыми экономическими зонами. Решение о присвоении статуса резидента особой зоны или об отказе принимается в течение 10 дней с момента подачи заявки, причем отказ может быть обжалован в судебном порядке.
В случае принятие положительного решения претендент заключает с территориальным органом Агентства по управлению особыми экономическими зонами соглашение о ведении деятельности на территории зоны. После заключения соглашения компания регистрируется в качестве резидента особой экономической зоны в территориальном органе Агентства, вносится в реестр резидентов особой экономической зоны и ей выдается соответствующее свидетельство.

Первые зоны
28 ноября под председательством министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа состоялось заседание конкурсных комиссий по отбору заявок на создание особых экономических зон.
Всего 47 российских регионов заявили о стремлении создать на своих территориях особые экономические зоны. На конкурс было подано 72 заявки, из них на организацию технико-внедренческих зон - 29 заявок, на организацию промышленно-производственных зон - 43 заявки. Две заявки на создание промышленно-производственных зон, представленные Оренбургской областью и Ханты-Мансийским автономным округом были отклонены. Причиной отклонения заявок послужило несоответствие предоставленной документации требованиям правил оформления и подачи заявок на создание особых экономических зон.
Победителями конкурса по созданию особых экономических зон признаны:
1) технико-внедренческого типа - 4 региона:
• Санкт-Петербург,
• Москва (г.Зеленоград),
• Московская область (г.Дубна),
• Томская область (г. Томск)
2) промышленно-производственного типа - 2 региона:
• Липецкая область (г.Липецк),
• Татарстан (г. Елабуга)
По расчетам Минэкономразвития России, создание одной особой экономической зоны позволит привлечь инвестиции на сумму не менее 9 млрд. рублей, а издержки инвесторов снизятся на 5 – 7 %. Предполагается, что в среднем в особой экономической зоне будет ежегодно производится продукции на 6 млрд. рублей. Объем финансирования из федерального бюджета особых экономических зон на 2006 г. – 8 млрд. рублей.
От того, насколько эффективен первый этап создания особых экономических зон в 2005 – 2007 гг., во многом зависит успешность реализации проекта особых экономических зон, как для самих инвесторов, так и для экономики России в целом.

4 Апреля 2008
"