Обязательный претензионный порядок урегулирования споров

назад

С 1 июня 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 2 марта 2016 г. № 47-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный кодекс Российской Федерации», устанавливающий обязательное соблюдение досудебного урегулирования споров посредством направления претензии.

Так, при возникновении разногласий одна сторона сделки должна направить другой стороне документ, содержащий перечень требований в целях их мирного разрешения. Только по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии, и в случае если другая сторона не предприняла действий к устранению разногласий, можно подать исковое заявление в арбитражный суд.
Необходимо обратить внимание, что претензия имеет определенную форму, содержание и структуру. Не будет являться претензией письмо, отражающее недовольство, возмущение, одним словом, эмоции стороны сделки, если оно не оформлено должным образом.

Как же оформить претензию?

Во-первых, необходимо указать заявителя претензии: наименование организации, а также ее адрес. Во-вторых, ниже указывается заголовок «Претензия». В-третьих, следует кратко изложить суть требования, в том числе нужно сослаться на нормы договора и иные документы, подтверждающие неисполнение другой стороной взятых на себя обязательств. Однако следует избегать цитирования: достаточным будет указать пункт и статью документа. В-четвертых, обозначить сумму требований и способ ее уплаты, а также размер пеней и штрафов.
Завершить претензию должно указание на перечень приложений к ней: справки, акты и иные документы.

Также, в тексте претензии советуем напомнить контрагенту о преимуществах разрешения спора мирным путем.
Рекомендуем также предусматривать в договорах пункт о конкретном способе уведомления. Традиционной является отправка документов посредством Почты России с описью вложений. Но также возможен способ направления претензии в электронном виде. Для этого необходимо учесть в параграфе о претензионном порядке урегулирования споров договора пункт, о направлении претензий посредством электронной почты, и соответственно указать электронные адреса сторон. В суде достаточным доказательством будет сохраненный скрин с экрана компьютера, из которого будет ясны дата и время отправки претензии.
Обязательный претензионный порядок не предусмотрен в отношении следующих категорий дел: о несостоятельности (банкротстве); по корпоративным спорам; об оспаривании решений третейских судов; о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок и иных. В этих случаях требуется незамедлительное рассмотрение дела, поскольку затягивание времени может повлечь за собой непоправимые последствия.

Если все же сторона не стала соблюдать досудебный порядок разрешения спора, то либо ее заявление может остаться без рассмотрения, либо возможен отказ в удовлетворении части требований, например, взыскания неустойки.

24 Октября 2016
"