Грядущие изменения в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ФЗ «Об ООО» или законодательные сюрпризы для должников.

назад

Уже летом вступят в силу изменения в законы о несостоятельности (банкротстве) и об обществах с ограниченной ответственностью. 28 июня станет актуальна новая редакция закона о несостоятельности (банкротстве).
По порядку, основные положения:

В статье 10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» меняется п. 5. Сейчас заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности рассматривается арбитражным судом в процессе рассмотрения дела о банкротстве должника, и после завершения конкурсного производства не может быть подано. Летом же расширяется перечень обстоятельств, при которых можно подать заявление о субсидиарной ответственности: если заявление было подано после завершения конкурсного производства, либо судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

На основании нарушения обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности теперь может быть подано не только конкурсным управляющим или собранием/комитетом кредиторов. В круг уполномоченных на подачу заявления в суд теперь входит представитель работников должника, работник, бывший работник должника или уполномоченный орган, задолженность которых образовалась после истечения срока, предусмотренного пп. 2 и 3 ст. 9.

Если суд возвращает заявление о признании должника банкротом или прекращает производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, то вопрос о привлечении к ответственности за несвоевременную подачу заявления должен рассматривать этот же суд.

Изменились положения о невозможности определения размера ответственности. В текущей редакции, если на момент рассмотрения заявления по основанию «должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц», суд приостанавливает рассмотрение заявления до окончания расчетов с кредиторами. Будущая редакция меняет данное положение: суд выносит определение, согласно которому руководство фирмы привлекается к ответственности, заявление о привлечении к ответственности приостанавливается до окончания расчетов с кредиторами, либо до окончания рассмотрения требований кредиторов. После того, как расчеты с кредиторами будут завершены, конкурсный управляющий ходатайствует в суде о возобновлении производства по рассмотрению заявления о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности. Причем, в ходатайстве необходимо указать размер субсидиарной ответственности, подлежащей взысканию в пользу каждого лица.

Хотим отметить, что одним из изменений, которое вступит в силу только с 1 января 2019 года, станет повышение минимального размера компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих с 20 миллионов рублей до 50, и если сейчас размер компенсационной выплаты может быть не более пяти миллионов рублей, в 2019 году он не сможет превышать пятидесяти процентов компенсационного фонда. Таким образом, законодатель повышает ответственность арбитражных управляющих за ненадлежащее исполнение обязанностей. По мнению специалистов, такая финансовая нагрузка на арбитражных управляющих может разорить две трети СРО за 4-6 месяцев, что приведет к дефициту таких специалистов. Так, активы банкротящихся фирм останутся замороженными по всей стране, и государство не получит свои деньги с продажи имущества банкротов на торгах. Однако остается понятно, что законодатель всё же принял данную норму с целью дополнительной защиты кредиторов от ненадлежащего исполнения арбитражными управляющими своих обязанностей, а значит, спрос с должников станет только больше.

Относительно изменений в ФЗ «Об ООО».

Новый пункт 3.1. в статье 3 ФЗ «Об ООО» устанавливает ответственность за оставление фирмы на произвол судьбы. Если фирма более года не вела деятельность и не отчитывалась перед налоговой инспекцией, ее не требуется ликвидировать – налоговая самостоятельно исключала фирму из единого государственного реестра юридических лиц, и чтобы привлечь к ответственности контролирующих лиц, нужно было восстановить ООО в реестре, возбуждать процедуру банкротства. Пункт 3.1. статьи 3 устанавливает норму, согласно которой исключение общества из реестра влечет последствия, предусмотренные законодательством для отказа основного должника от исполнения обязательства. Так, если  лица, ответственные за нормальное функционирование ООО действовали недобросовестно, на них накладывается субсидиарная ответственность по обязательствам общества. Данная норма подкрепляет нововведения из ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ужесточая ответственность контролирующих должника лиц.

Положения о ликвидации общества (ст. 57) также претерпели изменения. После вступления в силу поправок, срок ликвидации общества не может превышать один год, а если за год провести ликвидацию невозможно, суд может продлить срок, но не более чем на шесть месяцев. Если решение о ликвидации будет отменено, повторное решение можно будет принять не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения изменений об этом в ЕГРЮЛ.

Так, скорые поправки существенно повлияют на отношения кредиторов и недобросовестных должников. Сроки привлечения к ответственности увеличены, сроки ликвидации ограничены. Для привлечения контролирующих лиц к ответственности кредиторы больше не привязаны к процедуре банкротства. Просто так «слить» ООО теперь не получится – ответственность самих должников и арбитражных управляющих повышается, что по замыслу законодателя, конечно, должно привести к общему понижению задолженностей перед кредиторами.  

15 Мая 2017