Госзакупки и Федеральная контрактная система «назад в будущее»

назад

Синица в руках или журавль в небе? 

Не для кого не секрет, что в самое ближайшее время Федеральный закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» или, проще говоря, Закон о размещении заказов, будет «уволен», а на его место придет «принципиально» новый федеральный закон «О Федеральной контрактной системе» (ФКС), который сможет внести новую свежую волну антикоррупционной составляющей в сферу государственных и муниципальных закупок, а также положить начало открытости, здоровой конкуренции, единства и ответственности за обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств.

Напомним, что Закон о размещении заказов был принят в 2005 году и на сегодняшний день, хоть и претерпел значительные изменения и корректировки, однако все же остается единственно верным и основным способом закупки товаров, работ, услуг для нужд государственных и муниципальных заказчиков.

За этот промежуток времени, как госзаказчики, так и участники размещения заказа сумели подстроиться под многочисленные нюансы этого закона, изучить его основные положения, требования статей, на практике понять каким образом необходимо грамотно составить конкурсную/аукционную документацию, чтобы не стать жертвой бесчисленных проверок контролирующих органов, как подавать заявку и как обжаловать неправомерные действия комиссии, рассматривающей заявки и т.п.

Кроме того, существующий закон постоянно совершенствовался, в него вносились всевозможные изменения, дополнения, дабы максимально эффективным способом добиться экономии бюджетных средств.

В настоящей статье нам хотелось бы рассмотреть вопрос о целесообразности создания закона о ФКС, при существующем 94 Законе, а также понять, что принесет обществу облечение концептуальной структуры Закона о размещении заказов в новую форму закона о ФКС.

Нововведения закона о ФКС

На сегодняшний день между Федеральной антимонопольной службой России и Министерством экономического развития РФ ведутся активные дебаты о необходимости и целесообразности принятия нового закона, регулирующего сферу государственного заказа. ФАС России считает, что необходимо просто доработать уже имеющийся и привычный для всех 94-ФЗ. Минэкономразвития в свою очередь, защищает свое детище – закон о ФКС и всяческими усилиями пытается добиться его одобрения и принятия.

Итак, попытаемся кратко сформулировать, что же такого нового принесет нам Закон о ФКС:

а) будет введен принцип прогнозирования и планирования государственных и муниципальных нужд. Согласно ему будут формироваться планы обеспечения государственных нужд, в которых будут прописаны сроки и объемы закупок для обеспечения потребностей госзаказчиков;

б) предусматривается создание единой информационной системы, где будет освещаться вся информация обо всех госзакупках, вплоть до разбивки на стадии исполнения контрактов. Кроме того, предусматривается создание некоего Совета по федеральной контрактной системе при Правительстве РФ, который сможет предъявлять претензии и требования по надлежащему исполнению положений Закона о ФКС;

в) предлагается установить дополнительные требования к описанию объекта закупок, обоснованию начальной цены контракта, обеспечению заявки на участие в закупке и к оценке заявок. Так, например, объем закупаемой продукции должен в полной мере соответствовать истинным потребностям заказчика и не превышать разумных пределов, предусмотренных общепринятым нормам и правилам, т.е. он не должен относиться к предметам роскоши или к категории «люкс». Или же, в случае если участник размещения заказа предлагает товар с ценой на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, то такие заявки будут отклоняться заказчиком, если к ним не приложен расчет обоснования такой цены.

г) представляется возможным включить, помимо уже имеющихся вариантов процедур госзакупок, три новых способа: конкурс с ограниченным участием;  двухэтапный конкурс и запрос предложений.

Конкурс с ограниченным участием будет применяться в том случае, если товары (работы, услуги) в силу их особой сложности или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков;

Двухэтапный конкурс будет применяться: а) когда заказчику необходимо будет обсудить с потенциальными поставщиками объемы поставок для точного формулирования объекта закупок; б) когда у заказчика будет потребность в проведении научных исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий или разработок и если конкурс проводится в целях создания произведения литературы или искусства;

Запрос предложений будет использоваться заказчиками в двух случаях:

- при неотложной потребности в закупках, вызванной непреодолимыми обстоятельствами, которые не были известны заказчику, и когда проводить открытый конкурс или иной другой способ закупок нецелесообразно;

- если ранее проведенные заказчиком процедуры закупок признаны несостоявшимися, и заказчик пришел к выводу, что повторное проведение закупок с учетом срочности нецелесообразно.

От перемены мест слагаемых сумма не меняется

К сожалению, в последнее время в нашем государстве участилась тенденция одобрения таких законов, которое по сути дела принципиально не меняют абсолютно ничего, но визуальный эффект от их принятия на лицо. Простым примером можно считать переименование милиции в полицию – по сути, кроме названия ничего толком и не изменилось, зато у нас теперь полиция, видимо, это звучит гордо.

Тоже самое можно сказать и о «Законе о ФКС». Бесспорно, у нового закона есть принципиально новые положения, которые можно и нужно применить, но не обязательно для этого рушить годами сложившуюся практику и вновь учится на своих ошибках. Вовсе не обязательно забывать старый закон и с чистого листа создавать новый, нужно просто достаточно грамотно и рационально внести необходимые изменения и нововведения для того, чтобы он заработал по-новому.

Положения нового закона во многом дублируют нормы права закона о размещении заказов, слегка расширяя и видоизменяя их. Так, например, вот некоторые из них:

Закон о ФКС

Закон о размещении заказов (94-ФЗ)

1

Статья 5 Законопроекта о ФКС предусматривает создание единой информационной системы, в которой будет содержаться информация обо всех этапах госзакупок, начиная от этапа планирования и заканчивая этапом исполнения контракта. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, будет общедоступна на официальном сайте федеральной контрактной системы.

Ст. 16 Закона о размещении заказов уже содержит в себе ссылку на официальный сайт размещения заказов (www.zakupki.gov.ru), который отражает всю информацию по тому или иному размещенному заказу.

2

Статьей 4 Законопроекта о ФКС предусматривается создание Совета по федеральной контрактной системе при Правительстве РФ, в состав которого войдут как должностные лица органов государственной власти, связанных с контрактной системой, так и представители общественных объединений.Совет по федеральной контрактной системе сможет предъявлять заказчикам и правоохранительным органам требования об устранении нарушений, выявленных по результатам общественного контроля.

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. №94 Федеральная антимонопольная служба уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со своей компетенцией. Она же выносит соответствующие предписания, штрафные санкции.

3

Статья 21 Законопроекта определяет методы обоснования начальной цены контракта: нормативный, метод одной цены, тарифный, метод индексации, запросный метод или иной обоснованный заказчиком метод. Каждый метод предусматривает различные способы определения начальной (максимальной) цены контракта, в зависимости от тех или иных условий госконтракта.

С апреля 2011 г. в Законе о размещении заказа уже содержится требование об обосновании начальной (максимальной) цены контракта, однако в отличие отЗаконопроекта в Законе о госзакупках не установлено, какие методы расчетов и в каких случаях должен применять заказчик (ст. 19.1Закона о госзакупках).

б) Статья 39 Законопроекта подробно регулирует правила обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов. Требование о предоставлении обеспечения заявок заказчик вправе будет устанавливать при начальной (максимальной) цене контракта свыше 1 млн. рублей. Размер его не может быть более пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта. Определены случаи, когда обеспечение заявки на участие в госконтракте возвращается участнику, а когда остается у заказчика.

б) Отметим, что действующийЗакон о размещении заказов хоть и не содержит отдельных статей об обеспечении заявки при проведении конкурсов и аукционов, однако, нормы об обеспечении содержатся в тексте статей, регулирующих порядок проведения конкурсов и аукционов. Кроме того, заказчики в своей аукционной/конкурсной документации в 90 % случаев устанавливают такое обеспечение.

За что боролись, на то и напоролись

Необходимо отметить, что многочисленные поправки, вносимые в закон о размещении заказов, были направлены на то, чтобы искоренить коррупционную составляющую, которая «как у себя дома» гуляла среди государственных заказов.

Многомиллионные суммы уходили в руки чиновников, сотни тысяч добросовестных поставщиков были вынуждены отказаться от своих контрактов и прочь уходили с того рынка, который им был интересен. Система электронных аукционов, наилучшим образом снизила вероятность сговора заказчиков и «своих» поставщиков, давая шанс выиграть и другим участникам размещения заказов. Такие нововведения стали эффективным средством борьбы с картелями. Именно отсутствие возможности «договориться» дает вероятность подписать тот или иной контракт.

Об отсутствии такой возможности в новом законе говорить, к сожалению, не приходиться, так как наличие возможности двухэтапного конкурса с проведением предквалификационного  отбора путем обсуждения с заказчиком технического задания и вариантов исполнения контракта, как раз таки и порождает возможность подобрать под себя интересующий заказ.

Какой способ закупки для себя выбрать уже не диктуется законом, как это было в 94-ФЗ. В новом законопроекте подразумевается, что вид размещения заказа теперь выбирает сам заказчик и это при том, что четкие критерии по применению того или иного способа закупки в новом законе не прописываются.

Например, заказчик вправе применить процедуру двухэтапного конкурса, если он придет к выводу, что для уточнения тех или иных характеристик объекта закупок необходимы обсуждения с поставщиками (статья 51 Законопроекта).
Что такое «обсуждения» и какими они бывают нам остается только догадываться.

Кроме того, еще одним подтверждением возможного «самоуправства» госзаказчика служит такой способ закупки, как «запрос предложений». Запрос предложений проводится в случае, «если ранее проведенные заказчиком процедуры закупок признаны несостоявшимися и заказчик пришел к обоснованному выводу, что повторное проведение процедур закупок с учетом срочности закупок нецелесообразно» (статья 74 законопроекта). Однако, вновь не прописано,  что следует считать целесообразностью проведения размещения заказа, а что нет. Данная часть решения также отдана на откуп заказчикам.

Закон о ФКС вновь повторяет ошибки 94-ФЗ, в части того, что признает участником размещения заказа непосредственно лицо, подавшее заявку (ч.1 ст.3 законопроекта).

Напомним, что лишь недавно вступили в силу изменения, позволяющее подавать жалобу в ФАС на действия госзаказчика лицам, не являющимся участниками размещения заказа. Т.е. такой формулировкой законодатель нарушает сложившуюся практику рассмотрения жалоб в ФАС и необоснованно сужает права хозяйствующих субъектов по сравнению с существующим положением по Закону № 94-ФЗ, в соответствии с которым обжалование нарушений закона могло производить любое лицо.
Скорее всего, этот пункт статьи в скором времени будет также переделан.

Итак…

Итак, резюмируя все вышесказанное можно однозначно сделать вывод о том, что федеральный закон «О Федеральной контрактной системе» хоть и призван внести второе дыхание в регулирование государственных/муниципальных закупок, однако не может и не способен решить все многогранные проблемы, ради которых он создается. Вряд ли он искоренит коррупцию в рядах госчиновников и вряд ли упростит жизнь участникам размещения заказа. Единственное, что он может сделать – это быть прекрасным дополнением к уже существующему Закону о размещении заказов, оформленному в виде небольших изменений и дополнений в уже существующую действующую редакцию.

Безусловно, новый закон о ФКС призван искоренить коррупционную составляющую при размещении заказа и оценке поданных заявок.

Отдельные его положения, действительно, смогут внести элементы прозрачности в уже существующие процедуры, но они не заслуживают того, чтобы их выделяли в отельный закон и переиначивали сложившуюся систему. Именно элементы (а не весь закон) закона о ФКС могут и должны стать своевременным и актуальным дополнением к 94-закону, что принесет нашему обществу только пользу.

 

Источник: Журнал Профессия директор

5 Октября 2012
"