Государственные инвестиции и меры поддержки. Законодательное и налоговое обеспечение инвестиционной деятельности, специфика строительных объектов.

назад

Сложившаяся на сегодняшний день конъюнктура рынка отразилась на экономике резким снижением числа иностранных инвестиций, потребность в которых осталась на прежнем уровне. Стимулировать национальное производство, а также поддерживать жизнеобеспечивающие, а порой и убыточные, институты призвано государство.

Государственные инвестиции могут формироваться за счет средств государственного бюджета, иных государственных финансовых источников, а также средств, привлекаемых на финансовом рынке. Такие инвестиции включают в себя инвестиции в объекты государственной собственности, а также иные формы собственности, предоставляемые юридическим лицам, не являющимся государственными унитарными предприятиями и учреждениями.
Законодатель не установил термин «государственные инвестиции», однако в правовом поле существует такой механизм, как «бюджетные инвестиции».
Так, статьей 79 Бюджетного кодекса РФ предусмотрены бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности в соответствии с долгосрочными целевыми программами, нормативными правовыми актами или решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих уровней бюджетной системы.
Важной чертой государственных инвестиций является то, что бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями.

На сегодняшний день концессионные соглашения являются самой распространенной формой партнёрства государства и бизнеса. Так, в марте заместитель главы Минэкономразвития Станислав Воскресенский отмечал, что концессии составляют 90% проектов государственно-частного партнерства. Несмотря на то, что Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях в Российской Федерации» был принят задолго до Федерального закона № 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, о муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», механизм правового регулирования отношений сторон концессионного соглашения по-прежнему требует доработки.

Например, неоднозначна позиция государственных органов на возмещение платы концессионеру: Федеральная антимонопольная служба России уже долгое время выступает за приравнивание возмещения затрат частному инвестору к государственным закупкам, в противовес ей выступает Минэкономразвития. Недавнее решение Арбитражного суда города Москвы, занявшего сторону службы, только усилило неопределенность: инвесторы не понимают, насколько надежен закон. Непредсказуемость действий государственных органов влечет за собой неуверенность участников инвестиционной деятельности.  
Хотелось бы отметить в том числе несвоевременность указанного решения: с учётом сложившейся экономической обстановки создание неопределенности для участников концессионных отношений становится дополнительной финансовой нагрузкой, и ложится она не только на концессионера, но и на само государство.  

Также, подобные решения подрывают доверие к институту концессионных соглашений как таковому: как по цепной реакции возникают и иные проблемы, так например, банки отказываются финансировать концессионные соглашения, в которых расходы инвестора покрываются из бюджета. Таким образом, выпадает существенный элемент инвестиций – длинные деньги.
Помимо вышесказанного концессионное соглашение само по себе является сложным, объёмным документом, требующим тщательной подготовки: необходимо предусмотреть все детали, в том числе и применимое право, и арбитражную оговорку. Например, практике известны случаи, когда арбитражный суд признал предусмотренную концессионным соглашением арбитражную оговорку недействительной из-за несоответствия действующему законодательству. Таким образом, заблаговременно увидеть и избежать все возможные риски может только высококвалифицированный юрист.  
Необходимо отметить, что помимо прямых инвестиций, подчиняющихся, в том числе Закону РСФСР № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и Федеральному закону № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и государство оказывает инвесторам также и иные меры поддержки. Так, инвестиции в рамках государственной поддержки частных инвесторов могут осуществляться в форме долевого участия в уставном капитале предприятий, бюджетных кредитов, государственных гарантий, субсидий.
Наиболее часто государство предоставляет следующие виды льгот:

1.    Субсидии.
Предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в период реализации инвестиционных проектов.
Что же касается осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства за счет субсидий, то в бюджетах бюджетным и автономным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление данными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности. При таком осуществлении происходит увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у бюджетных и автономных учреждений, увеличение уставного фонда государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.

2.    Налоговые льготы.
- по налогу на прибыль
- по налогу на имущество организаций
- по транспортному налогу

3.    Инвестиционные налоговые кредиты.
Организацией также может быть заключен договор на предоставление инвестиционного налогового кредита сроком от одного года до пяти лет. Он может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Причем уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.
Иные меры  поддержки также могут быть предусмотрены региональным законодательством субъектов Российской Федерации.

Правовое сопровождение инвестиционного проекта позволяет в разы увеличить его эффективность и снизить расходы. Действующее законодательство предоставляет множество возможностей уменьшить сумму требуемых инвестиций, например, посредством использования налоговых льгот и кредитов. Однако особого внимания заслуживают региональные законы – в них могут быть предоставлены и иные, дополнительные, не перечисленные в федеральном законодательстве льготы и меры поддержки инвесторов. Вместе с тем чтобы  учесть полный список льгот, предоставляемых как федеральной, так и региональной властью, необходимо обратиться за консультацией к профессионалу.  

27 Июня 2017