Государственно-частное партнерство (ГЧП) в медицине: особенности и перспективы взаимодействия государства и бизнеса

назад

Внедрение частного капитала в медицину в современное время является общемировой тенденцией. В условиях существующей в России экономической ситуации поддержка привлечения частных инвестиций в развитие здравоохранения является одним из приоритетов государственной политики. Эти утверждения нашли свое отражение в Государственной программе развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года.

Увеличение объемов частных инвестиций в сферу здравоохранения может быть достигнуто за счет активного применения механизмов ГЧП в сфере здравоохранения, которые будут способствовать повышению качества медицинских услуг и модернизации системы здравоохранения.

Как неоднократно отмечалось министром здравоохранения Скворцовой В.И., медицина нуждается в государственно-частном партнерстве, поскольку в одиночку государство с ее финансированием не справится. В первую очередь, это связано с всё возрастающим диссонансом между возможностями государственного финансирования и быстро развивающимися технологиями в медицинской области.

Внедрение частных компаний в государственное здравоохранение только начинает развитие. Так, согласно информации, представленной субъектами Российской Федерации на запрос Минздрава России от 12.05.2017 № 23-4/10/2-3124, в настоящее время  на различных этапах реализации находится 118 проектов в данной сфере.

Как отмечается Департаментом инфраструктурного развития и государственно-частного партнерства органы управления здравоохранением и организации частного сектора сотрудничают, в том числе по таким направлениям как стоматология, гемодиализ, онкология, позитронно-эмиссионная и компьютерная томография, экстракорпоральная гемокоррекция, лабораторные услуги.

По данным Министерства здравоохранения РФ активно развивается ГЧП в таких регионах как республики Татарстан, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкария, Новосибирская, Самарская, Белгородская, Нижегородская, Ленинградская, Вологодская, Липецкая, Калужская, Рязанская, Свердловская и Ростовская области, Ставропольский край и город Москва.

Так, успешным примером государственно-частного партнерства является ООО «Клиника современной медицины HD», с которым в свое время было заключено несколько концессионных соглашений по созданию и эксплуатации центров амбулаторного гемодиализа в четырёх городах республики, что позволило обеспечить доступность гемодиализной помощи населению. В 2014 году центр амбулаторного гемодиализа в г. Казани был признан лучшим инфраструктурным проектом в социальной сфере по России в рамках Национальной премии ROSINFRA.

Стоит отметить, что в последнее время наблюдается активная тенденция по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере здравоохранения. Например, в соответствии с недавними изменениями Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326, которые начнут действовать с 2019 г., медицинские организации частной системы здравоохранения будут иметь возможность участия в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации, на сопоставимых условиях с федеральными государственными учреждениями и медицинскими организациями.

Данное нововведение будет способствовать появлению на рынке новых медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь.

Таким образом, государство и медицинский бизнес начали активно сотрудничать, что приносит выгоду, в первую очередь, для граждан, поскольку в результате такого взаимодействия повышается качество медицинских услуг.

При этом, для государства экономическая целесообразность работы частных медицинских организаций заключается экономии государства на затратах; трудоустройстве медицинского персонала; создании механизма конкуренции между частными медицинскими организациями и государственными учреждениями, что стимулирует государственные медицинские организации к развитию. В свою очередь, частный партнер, сотрудничая с государством, получает доступ к государственным ресурсам и поддержке, а также стабильность развития бизнеса при реализации проектов ГЧП, так как в таком случае присутствует гарантия получения денежных средств в долгосрочной перспективе.

Из анализа принятых государством стратегий развития здравоохранения и социальной сферы можно прийти к однозначному выводу о том, что государство хочет постепенно отойти от хозяйственных функций в сфере здравоохранения, передав эту обязанность частному бизнесу, а за собой оставив только функцию контроля. Как видно, взаимодействие государства и частных партнеров в медицинской сфере позволит объединить сильные стороны каждого.

На данный момент, основным направлением взаимодействия государства и бизнеса в здравоохранении является оказание частными медицинскими организациями услуг по ОМС. При этом количество частных организаций, которые приходят работать в систему ОМС, увеличивается с каждым годом.

Однако партнерство государства и частного медицинского бизнеса возможно и в других направлениях. Например, аренда частными медицинскими организациями неиспользуемого имущества (помещения, оборудование) государственных медицинских организаций; инвестирование денежных средств государством в частную медицинскую организацию с получением доли в уставном капитале; обмен государственными и частными медицинскими организациями информацией, навыками и знаниями посредством совместного участия в различных конференциях, семинарах и т.д.

Кроме того, на наш взгляд, важным и необходимым направлением является аренда медицинского персонала (аутстаффинг), в частности, привлечение государственными медицинскими организациями специалистов частных медицинских организаций и наоборот.

В заключение отметим, что медицина должна находиться в числе первых и важнейших интересов государства, так как недостатки именно этой сферы первоочередно ощущает на себе каждый гражданин. На наш взгляд, государству следует как можно больше привлекать в медицинскую сферу частных партнеров и частных медицинских организаций. Вместе с тем, для этого необходимо создать качественные условия, которые будут стимулировать частных лиц активно внедряться в эту сферу и взаимодействовать с государством. Среди таких стимулирующих элементов могут быть, например, различные льготы, в том числе, освобождение от налогов или уменьшение их размера, снижение размера платы за предоставление государственного имущества в аренду частным компаниям и т.д.

Применение ГЧП в сфере здравоохранения однозначно гарантирует положительные результаты, поскольку влечет повышение качества оказываемых медицинскими организациями услуг и позволяет сделать их более доступными. Во многих государствах в целом вся система здравоохранения построена на частном бизнесе. Например, во Франции, государственными властями заключаются договоры с частными клиниками, а предоставляемые последними медицинские услуги оплачиваются за счет бюджета. Несмотря на это, система здравоохранения Франции признается одной из лучших в мире. Таким образом, для развития ГЧП в российском здравоохранении можно использовать положительный опыт зарубежных государств, предпринимая действия по международному сотрудничеству и обмену информацией и медицинскими кадрами.

18 Апреля 2018