Строить разрешается!

назад

Сложности получения разрешения на строительство давно стали притчей во языцех. Между тем, ФЗ «Об Олимпийских играх» содержит специальные нормы, изменяющие режим работы в строительной отрасли, при котором будет максимально реализован потенциал государственно-частного партнерства на олимпийских стройках.

Согласно общей норме, содержащейся в ч. 7 ст. 51  Градостроительного кодекса РФ приложение к заявлению о выдаче разрешения на строительство включает правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации и др. Между тем, Федеральный закон от 01 декабря 2007 года №310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи,  развитии  города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об Олимпийских играх») существенно облегчает жизнь строителей.

Согласование документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов должно быть осуществлено уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, администрацией Краснодарского края в срок не более одного месяца со дня получения указанной документации. В случае, если в течение установленного срока не осуществлено согласование документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов или не представлены замечания к указанной документации, она считается согласованной. Документация по планировке территории для размещения олимпийских объектов утверждается без проведения публичных слушаний. Для проведения государственной экспертизы проектной документации по строительству олимпийских объектов и результатов инженерных изысканий, проводимых для подготовки указанной проектной документации, предоставление правоустанавливающих документов на земельные участки и градостроительных планов земельных участков не требуется. В соответствии с ФЗ «Об Олимпийских играх» возникают обязательства с жесткими сроками исполнения между Государственной корпорацией и административными органами. Чиновники обязаны согласовать документы у чиновников. А вот для строительных организаций жизнь упрощается.

Приказ Минрегиона РФ от 20.08.2009 № 356 «Об утверждении перечня видов подготовительных работ, которые могут осуществляться до выдачи разрешений на строительство объектов, необходимых для проведения ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развития города Сочи как горноклиматического курорта», с одной стороны, позволяет определенной категории строительных организаций выполнять внушительный объем работ одновременно с длящимися процедурами по получению разрешающей санкции. С другой стороны данный нормативный акт способствует разгрузке административных органов, работающих в авральном режиме. Нельзя не отметить и то, что рассматриваемым приказом создан определенный барьер для злоупотреблений при выдаче разрешений на строительство.

Применение Приказа осуществляется строго при соблюдении следующих положений: во-первых, Приказ регулирует исключительно отношения, складывающиеся при получении разрешения на строительство объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских  зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развития города Сочи как горноклиматического курорта и не регулирует получение разрешения на строительство иных объектов. Во-вторых, приказ не отменяет обязанность строительных организаций получить разрешение на строительство, но позволяет проводить работы до получения  разрешения. В-третьих, перечень видов подготовительных работ, которые могут осуществляться до выдачи разрешения является исчерпывающим:

1. Геодезические разбивочные работы для строительства.
2. Выполнение комплекса мероприятий по охране труда и безопасному проведению работ.
3. Размещение и строительство временных зданий и сооружений производственного, складского, бытового и общественного назначения, временных источников и сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, связи, временных очистных сооружений, объектов освещения, средств сигнализации.
4. Разбивка в натуре основных осей зданий и сооружений и закрепление их пунктами и знаками.
5. Освобождение участков от деревьев и кустарников.
6. Освобождение строительной площадки для производства строительно-монтажных работ, в том числе:
а) расчистка территории;
б) разборка и снос зданий, строений;
в) перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, сооружений и прокладка новых инженерных сетей, попадающих в зону строительства.
7. Понижение уровня грунтовых вод и водоотведение (дренажи и водоотливы) на строительной площадке.
8. Устройство крановых путей.
9. Устройство ограждения строительной площадки, организация контрольно-пропускного режима.
10. Обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем.
11. Устройство складских площадок и помещений для материалов, конструкций и оборудования.
12. Внеплощадочные подготовительные работы, в том числе строительство:
а) подъездных путей и временных дорог;
б) временных причалов;
в) линий электропередач с трансформаторными подстанциями (до 1000 В);
г) сетей водоснабжения и водозаборных сооружений;
д) сетей газоснабжения и газораспределительных сооружений;
е) канализационных коллекторов с очистными сооружениями;
ж) жилых поселков для строителей;
з) сооружений производственно-вспомогательного назначения;
и) сооружений и устройств связи для управления строительством.
13. Разведочное бурение и исследование грунта.
14. Производство земельных работ, а именно:
а) снятие и хранение плодородного слоя почвы (при наличии экологической экспертизы);
б) разработка грунта;
в) уплотнение и укрепление грунта;
г) вертикальная планировка участка;
д) перемещение грунта;
е) устройство насыпей.
15. Устройство шпунтового ограждения.
16. Устройство подпорных стен.
17. Ландшафтные работы.
18. Устройство вспомогательных конструкций и приспособлений.

Таким образом, перечисленные в перечне виды работ, составляют внушительный объем и широкое поле деятельности для строительных организаций, учитывая масштабы олимпийских строек.  Он позволяет строительным организациям «ввязаться в бой», а потом разбираться с формальностями. Кроме того, часть обязательств, за исполнение которых раньше волновался строитель, теперь стали обязательствами самих государственных служащих. Нормотворчество в области строительства в городе Сочи несомненно отразиться на законодательстве в области градостроительства России в целом. Вероятно, это будут изменения в сторону упрощения процедур получения разрешительных санкций, ускорение начала строительства объектов, снятия бюрократических барьеров, появление норм, создающих неудобные для коррупции схемы взаимодействия государства и частного сектора. Однако открытым остается немаловажный вопрос защиты прав и интересов прав граждан, чьи законные права и интересы могут быть нарушены строительством. Эффективность взаимодействия бизнеса и государства должна основываться на законах, соответствующих принципу Конституции, о том что права и свободы человека являются высшей ценностью.

12 Ноября 2009
"