Саморегулирование в строительной отрасли

назад

загрузить

C первого января 2009 г. лицензии на осуществление строительной деятельности в России больше не выдаются. Организации, которые занимаются инженерными изысканиями, архитектурно-строительным проектированием, строительством, капитальным ремонтом и у которых не закончился срок действия лицензии, могут работать в прежнем режиме, но недолго: все лишь до 01.01.2010 года, после чего в нашей стране не будет действовать ни одна лицензия в этих сферах деятельности. Компании теперь обязаны будут получить допуск к строительным работам, вступив в саморегулируемую организацию (СРО). Все эти нововведения произошли после вступления в силу Федерального закона № 148-ФЗ от 22.07.2008 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Обратный отсчет
    
По данным Ростехнадзора в России уже действуют 164 саморегулируемые организации. Из них 64 СРО объединяют проектировочные компании, 93 СРО - строительные компании и 7 СРО – компании, выполняющие инженерные изыскания.     

Таким образом, за последний месяц количество СРО в сфере строительства и проектирования возросло почти в 2 раза, в то время как в течение почти целого года пополнение рядов СРО шло достаточно таки размеренными темпами. Это связано с тем, что ряды «сомневающихся» в перспективах развития СРО и надеющихся на продление института лицензирования становится все меньше и меньше, а до 2010 г. осталось совсем немного времени.

Одним из основных требований, предъявляемых Градостроительным кодексом РФ к некоммерческой организации, которая намеревается получить статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации – это объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем пятьдесят индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, а для СРО в сфере строительства – не менее чем 100.

Сказать о том, что количество членов СРО у всех примерно одинаковое нельзя. Так, например, в одном только СРО «Межрегиональное объединение строителей» число членов зашкаливает за 600,  а у СРО «Альянс строителей» чуть больше 200. Все зависит от «раскрученности» и авторитетности СРО.
 
Законодательство и СРО

На протяжении этого года шли и продолжают идти активные дискуссии о плюсах и минусах появления саморегулирования, о перспективах и недостатках СРО, о выгодах и рисках членов таких организаций и т.п. Проблем, конечно, много, в основном они носят организационно-правовой характер, так как не стоит забывать о том, что все эти явления в новинку для России и уж тем более не свойственны строительной отрасли.

Сюда можно отнести и проблемы формирования и функционирования аппарата контроля СРО, некоторые налоговые аспекты, когда нужно четко понимать, на что и какие средства можно израсходовать, некоторые вопросы, связанные с принятием решений и т.д. В Градостроительном кодексе до конца еще не урегулированы все институциональные моменты.

Сам переход к саморегулированию не пройдет безболезненно, обязательно возникнут и уже начинают возникать правовые коллизии и недоработки действующего законодательства, которые еще больше проявятся сразу же после Нового 2010 года.

Так, например, по данным Национального объединения проектировщиков  специалистами ТПО «Резерв» был выполнен анализ некоторых нормативных документов и Федеральных Законов (Техрегламентов) для проектирования и сделан неутешительный вывод:

Большая часть документов не отвечает элементарным требованиям к ним предъявляемым:

1.Однозначность толкования формулировок;
2. Отсутствие противоречий между положениями связанных друг с другом документов и отдельных статей внутри документа;
3. Техническая грамотность.

На сегодняшний день так и не утвержден порядок ведения госреестра СРО, касающегося строительной сферы, как это сделано, например, в отношении СРО аудиторов (Приказ Минфина РФ от 30 апреля 2009 г. N 41н «Об утверждении положения о порядке ведения государственного реестра СРО аудиторов»).

Дальнейшая практика однозначно покажет все изъяны законодательства, и госорганы, в том числе и законодательные, думаем, вовремя отреагируют на все сложности и возникающие противоречия.      

В целом ситуация с введением саморегулирования строительной деятельности достаточно неоднозначна. Безусловно, у новой машины управления строительной сферой большой и удачный мировой опыт развития и функционирования за спиной, с другой стороны, применяя западный образец на своей стране, можем ли мы с уверенностью сказать, что он учтет особенности национального рынка и деловой среды России, менталитет наших граждан, методы ведения бизнеса? Сможет ли развиться так, чтоб показать свою состоятельность и принести ощутимые результаты? На этот вопрос ответит лишь время.
    
Третейский суд и СРО

Наряду с оптимизацией управления, перед СРО стоят задачи по разрешению споров, возникающих между членами СРО, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг). Данную функцию СРО могут осуществлять путем образования третейских судов. Такое полномочие вытекает из федеральных законов «О саморегулируемых организациях» и «О третейских судах».

Рассмотрение споров в третейских судах при саморегулируемых организациях имеет ряд преимуществ. Судопроизводство происходит быстрее, чем в арбитражном суде. Обращение в третейский суд отличается простотой, а сам судебный процесс – доступностью. Кроме того, судьи третейского суда при СРО профессионально готовы к рассмотрению споров, которые специфичны для членов данной конкретной СРО.

Третейские суды на сегодняшний день созданы в частности при таких саморегулируемых организациях как НП «Саморегулируемая организация деятельности кадастровых инженеров», Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов депозитариев, Национальная ассоциация участников фондового рынка и др.

На сегодняшний момент наиболее авторитетным действующим третейским судом в области проектирования, строительства и инженерных изысканий в России является Межотраслевой третейский суд.

Председатель Межотраслевого третейского суда, Пушкин Андрей Владимирович:
 
«Наиболее прогрессивным и перспективным можно признать подход, который был использован при создании этого суда. Круг дел, на которых специализируется данный суд, включает споры в сфере архитектурного проектирования, строительства и инженерных изысканий. Таким образом, Межотраслевой третейский суд призван рассматривать дела с участием организаций различных строительных и смежных отраслей. Это позволяет обеспечивать разрешение споров как внутри СРО проектировщиков, строителей и инженерных изысканий, так и между членами разных СРО.

Межотраслевой третейский суд имеет ряд существенных преимуществ перед судами, созданными при отдельных СРО. Главное из них – оптимизация судопроизводства с участием представителей тесно взаимосвязанных отраслей экономики.

До появления СРО (с 2005 г.), состав суда активно участвовал в рассмотрении дел, касающихся строительной, проектной и изыскательской сфер. Имея огромный опыт в разрешении специфических для этой отрасли споров, можно сказать, что суд специализируется на рассмотрении дел в области архитектурного проектирования, строительства и инженерных изысканий.»

СРО активно и целеустремленно вошли в нашу жизнь и уже начинают занимать определенные стойкие позиции. Появление различного рода механизмов управления и разрешения споров – необходимый атрибут этого правового явления.

Так или иначе, но на саморегулирование возлагаются большие надежды, как государственные органы, так и частый сектор, так как они являются достаточно новой правовой формой для России, позволяющей обеспечить взаимодействие власти и бизнеса, уменьшить влияние государства на хозяйственную деятельность, способствовать дебюрократизации экономики и повысить ответственность бизнеса перед потребителями.

«Правила игры». Саморегулирование

Федеральная власть методично вводит институт саморегулирования во все наиболее привлекательные или потенциально доходные виды бизнеса.

На основании Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 148-ФЗ от 22.07.2008) с 1 января 2009 года прекратилось предоставление лицензий на осуществление деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства и вводится саморегулирование в указанной сфере. При этом вышеназванным Федеральным законом предусмотрена необходимость переходного периода от лицензирования к саморегулированию деятельности в строительной отрасли.

8 Февраля 2010
"