Реорганизация и ликвидация

назад

Главный принцип реализации стратегии по выводу любой компании из кризиса – всегда быть готовым к оперативным и гибким переменам. На фоне сворачивания ряда производств, курса на оптимизацию издержек, необходимости оперативного перераспределения активов особое значение приобретают инструменты, служащие созданию оптимальной организационно-правовой формы деятельности. Актуальные направления корпоративной практики – такие как реорганизация и ликвидация компаний, и стали темой настоящей статьи.

Для многих собственников сама фирма в качестве коммерческого субъекта с долголетней репутацией на рынке является лишь инструментом и средством для их деятельности и получения прибыли. Проще и надежней раскрутить бренд или свое имя. Тем более, сейчас нет обязательной проверки на неповторяемость фирменного наименования при регистрации компаний. Можно, например, закрыть одно ООО и зарегистрировать другое с точно таким же названием и организационно-правовой формой.

Реорганизация

К реорганизации, как процедуре смены организационно-правовой формы юридического лица, прибегают в случаях, когда такая обязанность установлена законом, либо в случае принятия подобного решения учредителями (иными уполномоченными органами и лицами)*1 . В первом случае речь идет о так называемой принудительной реорганизации, в последнем – о добровольной.

Так, статьей 57 ГК РФ установлено общее правило – в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Прежде всего, здесь нас отсылают к антимонопольному законодательству. Федеральным законом от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции» определены основания и порядок принудительного разделения или выделения коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход (ст. 38).

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из ее состава одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия: а) существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации; б) отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, 30 и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации); в) существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Ключевым признаком реорганизации является переход прав и обязанностей (универсальное правопреемство) реорганизуемого юридического лица к новому (в таких формах реорганизации, как разделение, преобразование, слияние) или иному юридическому лицу (присоединение).

В гражданском законодательстве отсутствует определение понятия реорганизации, но по своей сути реорганизация представляет собой специфический способ прекращения существующих и образования новых юридических лиц, основанный на универсальном правопреемстве (то есть передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс; кроме того, юридическое лицо-правопреемник не вправе отказаться от принятия обязательств реорганизуемой организации).
Реорганизация может осуществляться в следующих целях:

• раздел бизнеса;
• реструктуризация активов;
• объединение бизнеса;
• вывод активов;
• отчуждение активов, когда прямые сделки запрещены;
• оптимизация налогообложения.

Переход прав и обязанностей юридического лица к его правопреемнику (правопреемникам) должен оформляться разделительным балансом (в случаях реорганизации в форме выделения и разделения) и передаточным актом (в случаях реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования). Основная функция указанных документов состоит в том, чтобы определить, какие права и обязанности и в каком объеме переходят к каждому из правопреемников.

Разделительный баланс и передаточный акт должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами (п. 1 ст. 59 ГК РФ). В акционерных обществах передаточный акт и разделительный баланс должны также содержать сведения о порядке определения правопреемства в связи с изменениями вида, состава, стоимости имущества реорганизуемого общества, а также в связи с возникновением, изменением и прекращением прав и обязанностей реорганизуемого общества, которые могут произойти после даты, на которую составлены передаточный акт и разделительный баланс (п. 6 ст. 15 ФЗ «Об акционерных обществах»).

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Ни Гражданский кодекс РФ, ни специальные законы в настоящее время не позволяют определить основания оспаривания реорганизации, круг лиц, имеющих право на оспаривание реорганизации, а также его последствия. Поэтому в силу отсутствия прямого регулирования процедуры проверки законности реорганизации суды самостоятельно формируют соответствующие «составы» при разрешении судебных споров.

Анализ судебной практики в сфере применения норм о реорганизации хозяйственных обществ свидетельствует о том, что подавляющее число исковых требований заявляется кредиторами. Встречаются иски о признании недействительной сделки по реорганизации и о применении последствий недействительности реорганизации, о признании недействительным разделительного баланса в части, касающейся объема распределенных прав и обязанностей, о признании недействительной регистрации вновь созданных в результате реорганизации юридических лиц, о признании недействительным решения общего собрания акционеров в части утверждения разделительного баланса и признании недействительными сделок по передаче имущества согласно разделительному балансу, о применении последствий недействительности ничтожной сделки по передаче имущества в уставной капитал при проведении реорганизации путем приведения сторон в первоначальное положение и обязании вернуть полученное по сделке имущество*2 .

На что обратить внимание при реорганизации

При проведении реорганизации следует помнить, что разделительный баланс общества – документ, некорректное составление которого может повлечь за собой серьезные угрозы для успешного проведения реорганизации.

Помимо некорректного составления разделительного баланса существуют и другие риски:

• риск непринятия решения о реорганизации на общем собрании акционеров;
• риск неуведомления акционеров (не позднее 30 дней до даты общего собрания акционеров), кредиторов (не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации) и налоговых органов (не позднее 3 дней с даты принятия решения о реорганизации);
• риск недостаточности средств для осуществления выкупа акций у акционеров, потребовавших выкупа;
• риск предъявлений кредиторами требований о досрочном погашении долга;
• риск невключения некоторых обязательств в разделительный баланс;
• риск невозможности соблюдения правил о чистых активах;
• риск, связанный с работой выделяемых обществ без лицензии до момента получения лицензии на выделяемое общество;
• риск необходимости одобрения сделок, заключаемых между созданными в процессе реорганизации обществами;
• риск возложения солидарной ответственности по уплате налогов на выделенные общества;
• риск возникновения дополнительных выплат по налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество, другим налогам и сборам;
• риск несоблюдения требований кредиторов.
Учет всех указанных рисков – гарантия того, что реорганизация не будет оспорена в судебном порядке.

Процедура ликвидации: варианты и этапы

После завершения процесса ликвидации происходит прекращение существования юридического лица без передачи его прав и обязанностей. Данный момент наступает с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

Для примера исследуем ситуацию, когда компания (в самой распространенной организационно-правовой форме – ООО) имеет единственного участника. И речь пойдет, соответственно, об имуществе учредителя (денежных средствах, внесенных в качестве уставного капитала) и активах, имеющихся на балансе самого ООО (например, имуществе, приобретенном в ходе деятельности).

Один из законных способов закрытия ООО – ликвидация. Он же самый трудоемкий и занимает много времени, требует больших затрат. Среди специалистов в сфере корпоративной практики ликвидация условно подразделяется на следующие виды:

1. Законная (официальная) ликвидация;
2. Альтернативная (неофициальная) ликвидация.

Официальная ликвидация (законная ликвидация) – это способ прекращения деятельности компаний, в результате осуществления которого происходит исключение юридического лица из государственного реестра (ЕГРЮЛ) без какого-либо правопреемства. В зависимости от субъектов, которые инициировали процесс, различают принудительную и добровольную ликвидацию.

Принудительная ликвидация – это ликвидация организации по инициативе государственных органов (налоговые органы, прокурор и т. д.), также она может быть инициирована по заявлению собственника бизнеса – учредителя (участника, акционера) организации, например в случае недостаточности чистых активов компании по отношению к размеру ее уставного капитала. В числе причин в данном случае можно назвать ведение деятельности, запрещенной законом, или неустранимые нарушения закона, допущенные при создании фирмы. Эти и другие основания для ликвидации юридического лица предусмотрены в п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса.

Например, принудительная ликвидация в виде исключения юридического лица из ЕГРЮЛ – это ликвидация организации на основании решения суда по заявлению налогового органа при признании организации недействующей (отсутствие отчетности и движения по банковским счетам в течение 12 месяцев).

Существует ряд причин, на основании которых юридическое лицо может быть принудительно ликвидировано:
• деятельность организации осуществляется с нарушением Конституции Российской Федерации либо с неоднократными грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
• при создании организации были допущены грубые нарушения, и они носят неустранимый характер;
• деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии);
• организация систематически осуществляет некоммерческую (общественную, религиозную) деятельность, противоречащую ее уставным целям;
• иные случаи, предусмотренные законом.
Добровольная ликвидация – это ликвидация компаний в обычном правовом режиме, установленном законом для ликвидации юридических лиц. На практике встречается добровольная ликвидация по решению суда – это ликвидация организации на основании судебного решения, но по инициативе самой организации в лице ее органов или учредителей, например ликвидация общественного фонда всегда осуществляется только в судебном порядке.

В случае если ООО имеет в качестве единственного учредителя физическое лицо, единственный учредитель должен принять решение о ликвидации и назначить ликвидатора (ликвидационную комиссию), на которого будут переложены и функции исполнительного органа, и сам процесс ликвидации. Ликвидатором может быть как сам участник ООО, так и наемный (привлеченный) специалист, например генеральный директор ООО.

О принятом решении необходимо в письменной форме сообщить в уполномоченный государственный орган (п. 1 ст. 62 ГК РФ). Указанное требование Гражданского кодекса конкретизировано в статье 20 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В ней сказано, что в трехдневный срок в налоговую инспекцию должно быть направлено специальное уведомление. Причем вместе с этим документом в инспекцию нужно представить решение учредителя о ликвидации юридического лица. Форма уведомления о принятии решения о ликвидации организации утверждена постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 439. Порядок его заполнения содержится в Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя (приказ ФНС России от 01.11.2004 г. № САЭ-3-09/16). В настоящее время для регистрации начала процедуры ликвидации (запись в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации юридического лица) и о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора), в связи с вступлением в силу федерального закона № 312-ФЗ подлежат применению формы заявлений, рекомендованные и размещенные на официальном сайте ФНС РФ. Эта вынужденная мера, т.к. старые формы не соответствуют требованиям изменившегося законодательства, а новые формы еще не утверждены в Минюсте.

На основании представленных нотариально заверенных заявлений налоговый орган в течении 5-ти рабочих дней вносит соответствующие записи в ЕГРЮЛ. Лицу, выступающему заявителем, выдаются (направляются по почте) документы, подтверждающие факт внесения записи (соответствующие свидетельства и выписка из ЕГРЮЛ).

Обратите внимание: трехдневный срок для представления документов исчисляется с того дня, когда было принято решение о ликвидации юридического лица. При этом в расчет принимаются календарные, а не рабочие дни. За нарушение установленного срока к должностному лицу организации применяется административное наказание – предупреждение или наложение административного штрафа в размере 50 МРОТ. Основание – п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.

На основании указанных документов в Едином государственном реестре юридических лиц делается отметка, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. В этот период не допускается государственная регистрация:

  • изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица;
  • юридических лиц, учредителем которых выступает ликвидируемое юридическое лицо;
  • юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации ликвидируемого юридического лица.

Согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидатор должен разместить в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и сроке заявления требований его кредиторами.

Следует отметить, что обязательной является публикация только в журнале «Вестник государственной регистрации», издаваемом ФНС России. Однако организация имеет право дополнительно разместить сообщения и в любом другом издании.

Основной задачей ликвидационной комиссии (ликвидатора) является завершение деятельности юридического лица. Ведь с момента назначения к комиссии переходят полномочия по управлению делами ликвидируемой организации. Кроме того, она также выступает от имени данной организации в суде.

Заметим, что юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, не утрачивает своей правоспособности. Поэтому для завершения текущих дел и расчетов с кредиторами ликвидатор имеет право совершать от его имени новые сделки.

Далее, в период, официально заявленный фирмой в «Вестнике государственной регистрации» для рассмотрения требований кредиторов, производится инвентаризация активов и пассивов баланса. В этот промежуток времени ликвидатор рассчитывается со своими контрагентами, оценивает и реализует имущество фирмы, взыскивает дебиторскую задолженность, списывает безнадежные долги, завершает арбитражные дела, в которых фирма участвовала в качестве истца или ответчика.

На основе данных, полученных в ходе инвентаризации имущества и обязательств, формируется промежуточный ликвидационный баланс. Показатели промежуточного ликвидационного баланса формируются после окончания срока для предъявления требований кредиторами. Напомним, что данный срок не может составлять менее двух месяцев (п. 1 ст. 63 ГК РФ). Причем он исчисляется с даты публикации в журнале «Вестник государственной регистрации», а не с даты принятия решения о ликвидации.

Целью данного процесса является не только получение информации о состоянии дел на момент прекращения деятельности фирмы, но и консолидацияактивов для их последующей продажи или передачи участникам общества.

Необходимо учитывать, что согласно ч. 2 ст. 63 ГК РФ промежуточный ликвидационный баланс должен содержать:

  • информацию о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
  • перечень предъявленных кредиторами требований;
  • результаты рассмотрения этих требований.

Подготовленный промежуточный баланс утверждает учредитель, принявший решение о ликвидации фирмы. В налоговую инспекцию этот документ сдается вместе с уведомлением о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.

Все действия по внесению в ЕГРЮЛ записей о ликвидации фирмы осуществляет территориальный орган ФНС России. Поэтому уведомить внебюджетные фонды (ФСС России, ФОМС, ПФР) о начале ликвидации обязана налоговая инспекция, в которую ранее был представлен пакет документов, необходимых для такой процедуры. Учтите, что территориальные органы ФСС России и ПФР имеют право назначить проверку ликвидируемого предприятия вне зависимости от факта проведения проверки налоговой инспекцией.

Во внебюджетных фондах организация снимается с учета в связи с ее ликвидацией также на основании сведений, которые представила налоговая инспекция, ответственная за исключение предприятия из ЕГРЮЛ.

Подготовив промежуточный ликвидационный баланс, ликвидатор сможет сопоставить находящиеся в распоряжении фирмы денежные средства и другие ликвидные активы с имеющейся кредиторской задолженностью. После его утверждения собранием участников (решением единственного участника), по заявлению председателе ликвидационной комиссии, орган ФНС вносит в ЕГРЮЛ запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Очередность удовлетворения требований кредиторов определена ст. 64 ГК РФ. Установленный в этой статье порядок означает, что требования каждой очереди удовлетворяются только после полного погашения задолженности перед кредиторами предыдущей очереди. Если средств недостаточно, они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований.

Что касается налогообложения стоимости распределенного имущества, в п. 5 ст. 39 НК РФ установлено, что передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества (его правопреемнику) при распределении имущества в случае ликвидации данного общества не признается реализацией товаров (работ, услуг). Если же стоимость передаваемого имущества превышает первоначальный взнос, передача имущества в сумме превышения признается реализацией и облагается НДС.

У ликвидируемой фирмы при передаче имущества участнику не возникает расходов в целях исчисления налога на прибыль. Стоимость передаваемого имущества не учитывается в составе затрат (п. 1 ст. 270 НК РФ).

У участника ликвидируемого предприятия не подлежит налогообложению только доход в виде имущества, полученного в пределах вклада (взноса). Это подтверждено подпунктом 4 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Суммы, полученные участником сверх взноса в уставной капитал, главы 25 НК РФ не рассматриваются как дивиденды. Поэтому участник самостоятельно включает их в состав внереализационных доходов и облагает по ставке 24%. Это подтверждается и позицией Минфина России, изложенной в письме от 17.03.2006 г. № 03-03-04/2/81.

При ликвидации организации увольнение работников следует оформлять со ссылкой на п. 1 ст. 81 Трудового кодекса. Уволить работника по данному основанию можно даже в период отпуска или болезни. Допускается даже увольнение работниц во время беременности. Однако, обязательным условием является персональное уведомление работника под роспись о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца, до предполагаемой даты увольнения.

До внесения записи об исключении организации из ЕГРЮЛ фирма исполняет обязанности налогоплательщика в общем порядке. В первую очередь это касается требований о представлении налоговых деклараций и уплате налогов по операциям, совершаемым ликвидационной комиссией для завершения деятельности компании. Сдавать декларации надо даже в тех случаях, когда в период ликвидации у фирмы не возникает налоговой базы. В такой ситуации представляются «нулевые» декларации. Иначе фирма будет привлечена к налоговой ответственности, а ее должностные лица – к административной.

Порядок уплаты налоговых платежей ликвидируемой организацией установлен ст. 49 НК РФ.
Обратите внимание: запись о ликвидации юридического лица вносится в ЕГРЮЛ только после полного погашения задолженности по уплате налогов и сборов. Это касается не только основного долга, но и пеней, штрафов. В случае недостатка денежных средств у ликвидируемого предприятия оставшуюся задолженность по уплате налогов и сборов могут погасить его учредители (участники). В противном случае, при выявлении признаков банкротства, председатель ликвидационной комиссии обязан обратиться в Арбитражный суд с заявлением по признании ликвидируемого общества банкротом.

При наличии в карточке расчетов с бюджетами задолженности предприятия перед бюджетом налоговая инспекция принимает меры принудительного взыскания задолженности в соответствии со ст. 46 и 47 НК РФ. Однако у предприятия может числиться не только задолженность, но и переплата в бюджет. Нередки ситуации, когда по одним налогам у организации образовалась переплата, а по другим – недоимка. Налоговая инспекция по заявлению председателя ликвидационной комиссии рассматривает возможность осуществления зачета имеющейся переплаты в счет погашения задолженности. В случае отказа в проведении зачета, предприятию прядется обращаться с заявлением в органы ФНС о возврате излишне уплаченных сумм налогов или оставить эти средства в «доход государства», а оплачивать задолженность в любом случае придется.

После завершения налоговой проверки, расчетов с дебиторами и кредиторами, увольнения сотрудников наступает завершающий этап ликвидации. По его итогам организация производит расчеты с учредителями.

По составленному комиссией ликвидационному балансу можно судить о структуре имущества, которое должно перейти к учредителю (участнику), обладающему правом требования по отношению к ликвидируемому юридическому лицу.

Помимо ликвидационного баланса для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации фирмы в территориальный налоговый орган следует представить:

  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • заявление о государственной регистрации ликвидации юридического лица;
  • номер журнала «Вестник государственной регистрации» или копию бланка-заявки с отметкой представительства журнала о приеме сообщения при наличии этой публикации в одном из номеров журнала.

Подпись руководителя ликвидационной комиссии или ликвидатора в заявлении удостоверяется нотариально.

На основании представленных документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Не позднее одного рабочего дня с момента госрегистрации заявителю выдается (направляется) документ, подтверждающий факт внесения записи.

К моменту внесения записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ его имущество, отраженное в окончательном ликвидационном балансе, должно быть распределено между участниками. Иная методика распределения должна быть предусмотрена уставом организации или решением учредителя.

Важно отметить следующее. В соответствии со ст. 87 Гражданского кодекса РФ, участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Какие-либо имущественные требования к участнику общества могут быть предъявлены только в случае неполной оплаты вклада в уставной капитал – в этом случае участник общества несет солидарную ответственность (то есть исключительно в случае недостаточности средств самого общества для расчетов с кредиторами) по его обязательствам и только в пределах стоимости неоплаченной части вклада участника (учредителя).

Поэтому такая форма ведения бизнеса, как общество с ограниченной ответственностью, и получила самое широкое распространение, как наиболее отстраняющая имущество владельца бизнеса от обязательств, принятых компанией (ООО).

Даже если после завершения процедуры ликвидации остаются какие-либо долги, кредиторская задолженность, не отраженная в ликвидационном балансе, признается недействительной, поскольку в силу п. 6 ст. 64 Гражданского кодекса РФ требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, считаются погашенными, если кредитор не обращался с иском в суд (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.04.2005 г. по делу № Ф09-914/05-ГК).

Но существуют и иные способы так или иначе прекратить свое участие в деятельности конкретной компании. Это способы прекращения связи компании с ее нынешним руководством, в итоге документально подтверждается прекращение формальных отношений с компанией или с ее правопреемником бывших собственников и руководителя предприятия. Это, например: смена руководителя и главного бухгалтера; смена учредителей (участников, акционеров) и руководителя; ликвидация в виде реорганизации в форме присоединения или слияния ликвидируемой компании с региональной организацией.

Отдельным видом ликвидации компаний с долгами со своими особенностями судебной процедуры является банкротство. Банкротство может быть инициировано на основании заявления кредитора – это ликвидация компаний на основании признания их судебным решением несостоятельными (банкротами) по заявлению кредиторов (контрагентов по договорам, налоговых органов и т. д.); по заявлению должника – это ликвидация организации на основании признания ее судебным решением несостоятельной (банкротом) по заявлению должника в лице руководителя организации до начала официальной (законной) ликвидации.

Как вариант возможно банкротство предприятия как ликвидируемого должника – это ликвидация компаний на основании признания их судебным решением несостоятельными по заявлению должника в лице председателя ликвидационной комиссии в процессе официальной ликвидации.

В каких случаях тот или иной способ прекращения компании более предпочтителен?

Многие компании используют так называемую «альтернативную ликвидацию. Это когда происходит смена руководителя, главного бухгалтера и учредителей  Заметим, что в данном случае выявленная и предполагаемая задолженность по налогам и сборам за последние три года в совокупности не должна превышать  500 тыс. руб., если доля неуплаченных налогов и сборов составляет более 10% от подлежащих уплате налогов и сборов за этот период, либо 1 млн 500 тыс. руб. во избежание ответственности по ст. 199 УК РФ. Это самый простой, краткий по времени и дешевый способ.  Фактически это не ликвидация юридического лица, а смена лиц, ответственных за деятельность организации и после смены документально организация продолжает существовать, но фактически деятельности не ведет и дальнейшая ее судьба неизвестна. Процедура следующая: регистрируются соответствующие изменения в учредительных документах о смене участника (продажа доли участия), необходимые для деятельности компании документы передаются по акту приема-передачи документов организации новому руководителю; подготавливается протокол с решением об изменениях в составе участников и о назначении нового руководителя.

Ликвидация – реорганизация в форме присоединения или слияния может быть рекомендована с целью прекращения деятельности ликвидируемой организации и исключения ее из государственного реестра юридических лиц. При этом у ликвидируемой организации останется правопреемник по ее правам и обязательствам. Пороговые требования по задолженности по налогам – такие же, как были приведены выше. Помимо этого, необходимо документально подтвердить отсутствие задолженности по уплате взносов в Пенсионный фонд и предоставлению индивидуальных сведений о работниках.

Дополнительно рекомендуется предварительно произвести смену учредителей (участников). Итогом процедуры станет получение свидетельства о прекращении деятельности фирмы, свидетельство о регистрации образованной в результате слияния компании, акт приема-передачи документов вновь созданной компанией, документы, связанные со сменой учредителя/руководителя. При отсутствии дополнительных сложностей (долгов и т. д.) процедура займет 3–6 месяцев, сумма затрат будет также зависеть от следующих факторов: размера кредиторской задолженности; выбранного региона для процедуры; необходимости предоставления вновь созданной региональной компании для реорганизации; необходимости смены учредителей (участников) и руководителя перед присоединением или слиянием.

В заключение хочется сделать акцент на ряде законодательных изменений, вступивших в силу в 2009 году.

1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 315-ФЗ от 30 декабря 2008 г. «О внесении изменений в Федеральный закон „О банках и банковской деятельности“ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации». Закон внес в статью 60 ГК РФ значительные изменения, закрепив тем самым именно в нем широкий перечень гарантий для кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кроме того, Закон концептуально изменил всю систему гарантий прав кредиторов.

Новым законом на реорганизуемое юридическое лицо возложена обязанность в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации письменно уведомить налоговый орган по месту своего нахождения. Теперь в ЕГРЮЛ производится запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации. Сведения об этом указываются в свидетельстве о нахождении лица в процессе реорганизации и в выписке из ЕГРЮЛ.

С 1 июля 2009 года вступили с силу изменения в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, п. 4.1 ст. 91 в новой редакции установлено, что указанный орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в них сведения (кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Ранее действующая ст. 9 определяла, что регистрирующий орган не вправе требовать представления иных документов, кроме установленных Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (п. 2 ст. 9), но это не мешало ему требовать документы, предъявление которых предусмотрено другими федеральными законами.

11 Ноября 2009
"