Государственный заказ: руководство к действию

назад

загрузить

На сегодняшний день, рынок государственного заказа в России становится все более актуальным и востребованным, нормативная база всем хорошо знакомого 94-го Федерального закона растет как на дрожжах и пополняется все новыми и новыми дополнениями и разъяснениями. Так что же кроется за пресловутым законом о госзакупках? Что таит в себе «загадочная душа» госзаказчика? Как все - таки честно выиграть тендер и не прогореть? На эти и многие другие вопросы вы сможете найти ответы в этой статье.

Рынок госзаказа – как все начиналось…

Учитывая опыт цивилизованных стран мира, справедливо считать, что  одним из главных и надежных партнеров для бизнеса является государство, которое гарантирует не только постоянное наличие потребности в товарах, работах, услугах, но и выступает гарантом оплаты за них и своим добросовестным отношением к делу, что несомненно привлекает многих представителей бизнес-сообщества.

Проведение торгов – самый эффективный способ организации государственных закупок. Он приемлем, как для государства, которое получает продукцию запрашиваемого качества по разумным (а в отдельных случаях даже низким) ценам, так и для поставщиков (исполнителей). Последние, помимо выгодных государственных контрактов, приобретают стимул к развитию своего бизнеса и доброе имя надежного и проверенного компаньона.

В России необходимо было принять такой нормативный правовой акт, который бы на законодательном уровне закреплял всю сложную и справедливую систему отбора государственным заказчиком частного партнера, который бы не допускал усиление коррупции и сделал бы процедуру, предшествующую заключению государственного контракта более прозрачной и приемлемой.

Так был принят Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Конечно же, данный закон далеко не идеален, и, по мнению многих экспертов, был разработан в спешке и не смог учесть многих тонкостей действующего законодательства. Именно поэтому мы с вами сейчас становимся свидетелями постоянных изменений в действующий закон и многочисленных разъяснений профильных министерств и ведомств. 

Законодателем предусматривалось, что новый закон поможет развитию добросовестной конкуренции, усовершенствует деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, будет способствовать более эффективному использованию средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширит возможности для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, обеспечит его гласность и вседоступность.

Наша страна уже несколько лет активно эксплуатирует 94-ый Федеральный закон, хотя многие считают, что это он эксплуатирует нас.

По обе стороны баррикад

Участнику размещения заказа вышеупомянутый закон принес возможность найти в лице государства надежного заказчика, который не скроется поле перечисления аванса, подписания акта выполненных работ и не начнет в спешки «сливать активы», чтобы не расплачиваться за проделанную работу. Основным достоинством 94-го закона в глазах поставщика является публикация в интернете конкурсной документации. Теперь поставщик сразу получает исчерпывающую информацию о конкурсе. С принятием закона о госзакупках канула в лету в прошлом странная ситуация, когда поставщику, изучившему короткое извещение о конкурсе, нужно было доехать до заказчика, получить конкурсную документацию — а в результате, возможно, выяснить, что данный конкурс тому неинтересен.

Кроме того, отслеживая результаты того или иного тендера, частный бизнес сможет оценить конкурентоспособность занимаемой им ниши, узнать о заказах и о ценах своих коллег по цеху, провести мониторинг схожих конкурсов и выработать свою собственную политику, как в отношении своего бизнеса, так и в отношении заключения государственных контрактов.

Если посмотреть на закон глазами госзаказчика, то выяснится, что ему, лишь прибавились новые хлопоты. Помимо отказа, от возможности быстро и легко заключить госконтракт со «своей» компанией, он вынужден теперь удвоить трудоемкость процедур и наряду с бумажной волокитой сделать по существу то же самое, но еще и в электронном приложении. Теперь вытащить «своего» из общей массы желающих поработать с государством становиться все труднее, и чтобы достичь поставленной цели, предстоит учесть кучу нюансов, преодолеть множество бюрократических процедур

Маленькие хитрости

Стараясь не привлекать внимание к извещению о проведении торгов, недобросовестный государственный заказчик всевозможными способами хочет уберечь себя от ненужного потока заявок потенциальных участников объявленного тендера и разрабатывает различного рода уловки, с помощью которых найти нужную закупку становиться просто нереальным.

Так, например, при размещении информации о предмете государственного контракта на официальном сайте «www.zakupki.gov.ru» такой госзаказчик вместо русских букв использует латинские (или вставляет цифры). В итоге, набирая поисковую комбинацию участник не может найти интересующий его заказ, что приводит к необоснованному ограничению доступа желающих к участию в конкурсе.

Иван Бегтин, создатель поисковика по государственным закупкам приводит пример документов с сайта zakupki.gov.ru, где произведена замена русских букв на латинские: «право заключения государственного k0нтраkтa нa пр0д0лжeниe рeк0нcтрукции 0бъekтa «Рek0нcтрукция пр0изв0дствa тубeркулин0в для диaгн0cтиkи бakтeри0з0в у жив0тных». Из этого примера, становится ясно, что даже если мы попытаемся найти хотя бы часть слова, то нам это вряд ли удастся – тем самым у госзаказчика остаются все шансы заключить госконтракт «для себя».

Также незаконно можно включить в конкурсную документацию дополнительные, часто невыполнимые требования. А потом на основании несоблюдения условий торгов отклонить ненужные заявки.

Очень распространенным «обходным» путем является отстранение участников от конкурса по формальным причинам, так как правила заполнения многотомной конкурсной документации, которые построены на соблюдении различных мелких нюансов, созданы таким образом, что придраться можно к любой запятой.

Кроме того, в соответствии с п. 3.2 ст. 60 Федерального закона не проводится  рассмотрение жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критериям качество работ и квалификация, тем самым представляется хорошая возможность подтянуть по этим признакам «своего» кандидата и присудить ему большее количество баллов, чем остальным участникам.

Так, например, государственный заказчик может создать новую компанию (некое ООО) и вывести ее на конкурс. Затем завышая баллы по критерия «качество работ и квалификация участника размещения заказа», он оставляет за бортом именитых и хорошо зарекомендовавших себя других участников, заключая государственный контракт со своей компанией.

Нам приходилось сталкиваться со случаями, когда срок выполнения работ ставился настолько нереально коротким, что отпадала всякая необходимость участвовать в подобного рода торгах – на это и рассчитывал государственный заказчик, размещая извещение о проведение тендера, на это и рассчитывала та «своя» компания, у которой эта работа уже была выполнена и оставалось только лишь подписать акт выполненных работ за нее и получить, выделенные из бюджета деньги.

Для наглядности приведем случай, когда наша компания подготовила заявку на выполнение одной очень важной для страны НИР, выиграла открытый конкурс, заключила государственный контракт, получила аванс и уже начала работать, как вдруг, очень авторитетный государственный заказчик со всей «конспиративной вежливостью» намекнул о том, что сама НИР уже выполнена, акты выполненных работ подписаны, притом с компанией, которую мы обошли по баллам, и что при приемке работ нам будет очень и очень трудно, а скорее всего невозможно ее сдать и добиться подписания акта-сдачи приемки результата НИР. Госзаказчик вежливо предложил нам расторгнуть контракт по соглашению сторон. Нетрудно догадаться, какая перспектива у участника размещения заказа в случае отказа и попытки противодействовать подобным явлениям.

Меч возмездия

Единственно верный способ восстановить справедливость – это предусмотренная законом возможность обратиться в Федеральную антимонопольную службу и в судебные органы за защитой своих прав.

Участникам размещения заказа нужно не боятся идти и подавать жалобы на действия госзаказчиков, смело обжаловать результаты торгов, добиваться наказания виновных и не упускать возможность отменить результаты размещения заказа и громко заявить о себе, прекратив произвол и беззаконие, творящиеся в стенах госорганов.

В этом, по-нашему мнению, должен помочь Федеральный закон № 160-ФЗ от 17.07.2009 г. «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты РФ», который вводит понятие дисквалификация госслужащих и ряд новых штрафов для них за нарушения законодательства о госзаказе. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Кроме того, КоАП РФ предусматривает, что за нарушение должностным лицом государственного или муниципального заказчика сроков опубликования в официальном печатном издании или сроков размещения на официальном сайте в сети "Интернет" информации о размещении заказа не более чем на два рабочих дня влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей; на юридических лиц - десяти тысяч рублей. В случае более чем на два рабочих дня влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Однако, несмотря на принимаемые федеральными органами власти меры по ужесточению контроля над выполнением требований законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, в Федеральную антимонопольную службу продолжает поступать большое число жалоб от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на нарушения при проведении конкурсов по государственным закупкам.

Очень хочется верить, что приведенные выше штрафные санкции заставят представителей государственного заказчика впредь более добросовестно исполнять свои обязанности перед обществом и не демонстрировать свою явную аффилированность в том или ином размещаемом заказе.

Сам Глава ФАС Игорь Артемьев признался в одном из интервью, что «эти поправки в закон удалось провести "нечеловеческими усилиями": настолько велико было сопротивление со стороны прикормленных чиновников и их многочисленных лоббистов. Теперь им придется значительно сократить аппетиты возле одной из самых щедрых госкормушек».

Как выиграть торги?

Ну, как бы ни складывались отношения в  сфере госзакупок, в них нужно участвовать, а главное уметь побеждать. Вопрос как заключить пресловутый государственный контракт волнует очень многих. Конечно, тендер выиграть можно, важно лишь правильно рассчитать свои силы и грамотно продумать тактику.
 
В первую очередь необходимо внимательно изучить всю конкурсную документацию и провести мониторинг  информации об объявлении, проведении, изменении условий проведения, отмене и итогах федеральных, региональных торгов; нужно понять свои силы и оценить степень возможности участия именно в данном тендере, а также вероятности выполнения предусмотренной государственным контрактом работы, услуги.
 
Главное - грамотно и четко заполнить предлагаемые формы документов с целью не только выполнить требования государственного заказчика, но чтобы именно ваша заявка была признана победителем и именно с вами был заключен государственный контракт.

Кроме того, не стоит забывать, что подавая заявку на участие в торгах, претендент подтверждает свою готовность предоставить товар, работу или услуги, необходимые заказчику. Необходимо неукоснительно следовать выбранной стратегии и после заключения государственного контракта соблюдать то, что было указано к заявке.

Старайтесь четко следовать инструкциям по заполнению заявки и всех приложений к ней, придерживайтесь всех принципов, которые обозначил для вас госзаказчик.

Нелишним будем провести собственное расследование ранее объявленных тем же госзаказчиком тендеров по схожему предмету с целью выяснить круг бывших участников размещения заказа и проанализировать их возможности повторного участия и предложений в этот раз.

Обязательно расписывайте все свои достижения и заслуги, и чем подробней вы это сделаете, тем больше шансов на победу. Неплохо бы приложить к заявке рекомендации партнеров по бизнесу, благодарственные письма и положительные отзывы о деятельности компании.

Обращение за помощью к профессиональным юристам помогает сократить временные и финансовые затраты на подготовку к участию в конкурсе, аукционе или запросе котировок на право заключения государственного или муниципального контракта и сводит вероятность отклонения Вашей заявки к минимуму.

В случае, если вы обнаружили, что государственный заказчик проводит процедуру размещения заказа, не в форме, предусмотренной законом или явно ущемляет и нарушает ваши права -  не стоит бояться обратиться с жалобой в ФАС, не стоит опасаться направлять претензии и запросы с целью разъяснения конкурсной документации, нужно активнее проявлять свою позицию и уметь отстаивать и защищать свои права – только тогда у нас есть шансы заставить государство уважать наши интересы, считаться с нами и играть по честным и справедливым правилам.

3 Марта 2010
"