Обзор законодательства с 5 октября по 9 октября 2015

Назад

Добрый день!

Представляем Вашему вниманию еженедельный мониторинг (обзор) актуальных изменений в законодательстве за период с 05 октября по 09 октября 2015 года, подготовленный специалистами юридической компании Tenzor Consulting Group.

В данном выпуске обзора приводятся наиболее важные нормативные акты, представляющие интерес для российского бизнеса.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

 

1. Федеральный закон от 05.10.2015 года № 275 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 

Федеральный закон от 26.07.2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» дополняется новым правилом, предусматривающим, что нормы данного акта не будут распространять свое действие на отношения, урегулированные едиными правилами конкуренции на трансграничных рынках, контроль соблюдения которых относится к компетенции Евразийской экономической комиссии в соответствии с международным договором Российской Федерации. Уточняется содержание понятия «вертикальное соглашение». Добавляется понятие «потребитель», означающее физического или юридического лица, приобретающего товар. Признаются утратившими силу нормы частей 6.1 и 6.2 статьи 5 о признании доминирующим положения хозяйствующего субъекта. Вносятся изменения в признаки, которыми должна обладать «группа лиц».

Помимо этого, устанавливается порядок образования и деятельности, а также компетенция коллегиальных органов федерального антимонопольного органа. В частности, законодатель уполномачивает коллегиальные органы федерального антимонопольного органа: 1) рассматривать материалы изучения и обобщения практики применения антимонопольными органами антимонопольного законодательства и давать разъяснения по вопросам его применения; 2) пересматривать решения и (или) предписания территориальных органов федерального антимонопольного органа по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если такие решения и (или) предписания нарушают единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Теперь для заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашения о совместной деятельности на территории Российской Федерации, если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких хозяйствующих субъектов (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году заключения соглашения, превышает десять миллиардов рублей, необходимо будет получить предварительное согласие антимонопольного органа.

Устанавливаются требования к содержанию решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Федеральный закон от 26.07.2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» дополняется отдельной главой 2.1. «Недобросовестная конкуренция».

Перечисленные изменения вступают в силу с 05 января 2016 года.

  

2. Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 года № 1041 «О порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 909»

 

Данным постановлением закреплены положения о том, что с 01 января 2016 года аукционы при реализации имущества, обращенного в собственность государства, будут проходить в электронной форме. Предусмотрено, что утвержденный порядок распространяется на реализацию движимого имущества (за исключением акций долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации (в том числе конфискованного, бесхозяйного и изъятого имущества, кладов, товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства) или поступившего в собственность государства в порядке наследования. Определены особенности реализации имущества, стоимость которого составляет 100 тыс. рублей и менее и стоимость которого составляет свыше 100 тыс. рублей. Так, предусмотрено, что реализация имущества, обращенного в собственность государства, стоимостью 100 тыс. рублей и менее осуществляется путем прямой продажи лицу, подавшему заявку на участие в реализации имущества, в установленном Минэкономразвития России порядке. Реализация же имущества стоимостью свыше 100 тыс. рублей осуществляется только путем проведения открытого аукциона. При этом названы сведения, которые необходимо указывать в информационном сообщении о реализации имущества на аукционе, а также порядок проведения такого аукциона.

 

3. Постановление Правительства РФ от 01.10.2015 года № 1052 «О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями»

 

Постановлением определено, что постановку юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на специальный учет будет осуществлять федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов РФ». Установлен исчерпывающий перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не подлежащих постановке на специальный учет (в зависимости от рода осуществляемой деятельности). Предусмотрен срок постановки на специальный учет – 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя или внесения соответствующих изменений в учредительные документы.

В данном постановлении названы документы, которые необходимо предоставить для постановки на специальный учет, а также порядок их предоставления, основания для отказа в постановке на специальный учет.

Кроме того, признано утратившим силу Распоряжение Правительства РФ от 03.02.2015 года № 119 – р.

 

4. Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 года № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности»

 

Согласно данного постановления лицензированием деятельности в области обращения с отходами будет заниматься Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Установлен перечень работ, относящихся к деятельности в области обращения с отходами. Определены лицензионные требования, которым должны соответствовать соискатели лицензии и лицензиат. В частности, для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности соискатель лицензии (лицензиат) должен иметь оборудование (в том числе специальное) и специализированные установки, принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимые для выполнения заявленных работ и соответствующие установленным требованиям; для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности соискателю лицензии (лицензиату) необходимо иметь специально оборудованные и снабженные специальными знаками транспортные средства, принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимые для выполнения заявленных работ и соответствующие установленным требованиям.

Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности вступает в силу с 15 октября 2015 года.

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

 

1. Решение Верховного Суда РФ от 04.09.2015 года № АКПИ15-693

 

Верховный Суд РФ признал недействующей Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденную приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28 ноября 2003 г. N 1356. В обоснование свой позиции Верховный Суд РФ указал, что данная Инструкция определяет перечень, последовательность и предельные сроки осуществления действий должностными лицами таможенных органов Российской Федерации при таможенном оформлении товаров с момента подачи таможенной декларации до момента выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом. Она применяется при декларировании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами для коммерческих целей либо декларировании от их имени таможенным брокером (представителем) товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 8, 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, установлено, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 10).

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Согласно разъяснению, данному в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 (в редакции от 9 февраля 2012 г.) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Поскольку не были соблюдены правила введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, установленные Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, то оспариваемый нормативный правовой акт признается судом недействующим.

 

 

 

ГОСЗАКУПКИ

 

1. Постановление Правительства РФ от 01.10.2015 года № 1051 «О внесении изменений в Приложение № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99»

 

 

С 03 января 2016 года работы по определению кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки включены в перечень товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. В качестве дополнительных требований к участникам закупки, предметом которой является выполнение работ по определению кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки и осуществляемой путем проведения конкурсов с ограниченным участием, названы такие, как: государственная регистрация участника закупки не менее чем за 7 лет до даты подачи заявки на участие в закупке, в случае, если участник закупки создан в результате реорганизации, - реорганизованного юридического лица (одного из реорганизованных юридических лиц); наличие находящихся в штате или привлеченных участником закупки на основании гражданско – правового договора лиц, имеющих высшее образование, прошедших профессиональную переподготовку, необходимых для выполнения работ по определению кадастровой стоимости, участие которых предусмотрено документацией о закупке и др. Названы документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.

* Обзор подготовлен юристами Tenzor Consulting Group

www.tencon.ru

5 Октября 2015
"