Обзор законодательства с 28 декабря по 1 января 2016 года

Назад

Добрый день!

Представляем Вашему вниманию еженедельный мониторинг (обзор) актуальных изменений в законодательстве за период с 28 декабря 2015 года по 01 января 2016 года, подготовленный специалистами юридической компании Tenzor Consulting Group.

В данном выпуске обзора приводятся наиболее важные нормативные акты, представляющие интерес для российского бизнеса.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

 

1. Федеральный закон от 29.12.2015 года № 382 – ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»

 

Данный закон предусматривает разделение функций постоянно действующих в настоящее время третейских судов на два блока, реализуемых разными «структурами»: 1) функции, связанные с делопроизводством, организацией и обеспечением деятельности арбитров (третейских судей),  – исполнение возлагается на постоянно действующее арбитражное учреждение; 2) функции, связанные непосредственно с принятием решения по существу спора, -  исполнение возлагается на третейский суд (арбитра или коллегию арбитров). При этом постоянно действующее арбитражное учреждение может быть образовано только в качестве структурного подразделения некоммерческих организаций и вправе осуществлять свою деятельность при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства РФ.

Одновременно, закон содержит требования к форме и содержанию третейского соглашения, правила о порядке установления компетенции третейского суда, порядке определения состава третейского суда, ведения арбитража и принятия арбитражного решения, требования к его форме и содержанию, порядке оспаривания арбитражного решения и приведения его в исполнение, а также правила о правопреемстве образуемых постоянно действующих арбитражных учреждений.

Указанный закон вступает в силу с 01.09.2016 года.

 

2. Федеральный закон от 30.12.2015 года № 410 – ФЗ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины»

 

Действие Договора о зоне свободной торговли, подписанного в городе Санкт-Петербурге 18 октября 2011 года, приостановлено в отношении Украины с 1 января 2016 года. Решение о возобновлении Российской Федерацией его действия в отношении Украины будет принимать Президент РФ.

 

3. Федеральный закон от 30.12.2015 года № 430 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 

Федеральный закон от 22.04.1996 года № 39 – ФЗ «О рынке ценных бумаг» дополнен нормами, регламентирующими репозитарную деятельность. Так, законодателем определено, что под репозитарной деятельностью понимается осуществляемая на основании лицензии Банка России деятельность по оказанию услуг по сбору, фиксации, обработке и хранению информации о заключенных не на организованных торгах договорах репо, договорах, являющихся производными финансовыми инструментами, договорах иного вида, предусмотренных нормативными актами Банка России, а также по ведению реестра указанных договоров. При этом предусмотрено, что репозитарную деятельность вправе осуществлять биржа, клиринговая организация, центральный депозитарий, расчетный депозитарий, не имеющий статуса центрального депозитария.

Установлено, что договор об оказании репозитарных услуг является публичным договором и заключается путем присоединения к нему. Условия такого договора должны содержаться в разработанных репозитарием и зарегистрированных Банком России правилах осуществления репозитарной деятельности.

Помимо этого, законом названы требования, предъявляемые к репозитарной деятельности, определен порядок ведения репозитарием реестра договоров, порядок лицензирования репозитарной деятельности и аннулирования лицензии на осуществление репозитарной деятельности.

Вышеуказанные изменения вступают в силу с 28 июня 2016 года.

 

4. Федеральный закон от 30.12.2015 года № 436 – ФЗ «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

 

Внесены изменения в вопросы, принятие решения по которым отнесено к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации. Теперь, если иное не установлено федеральным законом, только высший орган управления некоммерческой организации рассматривает вопросы о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации. Ранее данное полномочие можно было отнести к ведению другого постоянно действующего коллегиального органа управления посредством закрепления в учредительных документах некоммерческой организации соответствующего правила.

 Помимо этого, установлена процедура принятия решения высшим органом управления некоммерческой организации без проведения собрания или заседания путем проведения заочного голосования. Так, путем заочного голосования не могут быть приняты решения по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации. Предусмотрено, что заочное голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение. Порядок проведения заочного голосования должен определяться уставом некоммерческой организации.

Одновременно, определен перечень сведений, подлежащих обязательному указанию в протоколе о результатах заочного голосования.

 

5. Федеральный закон от 30.12.2015 года № 442 – ФЗ «О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

 

Уточняется состав правонарушения и ужесточается ответственность за непредоставление первичных статистических данных. Теперь, за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, а на юридических лиц - от 20 тысяч до 70 тысяч рублей.

 За повторное совершение данного административного правонарушения предусматривается ответственность в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, а для юридических лиц - от 100 тысяч до 150 тысяч рублей.

В прежней редакции было установлено единое наказание как для должностных лиц, так и для юридических лиц, в виде административного штрафа в размер от 3 тысяч до 5 тысяч рублей. 

  

6. Федеральный закон от 30.12.2015 года № 450 – ФЗ «О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике»

  

Данным законом регламентируется порядок установления стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций. Так, предусматривается, что такие ставки рассчитываются и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта РФ, в частности с использованием метода сравнения аналогов.

Одновременно, закрепляется положение о том, что стандартизированные тарифные ставки дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных в том числе видами и техническими характеристиками объектов электросетевого хозяйства, уровнем напряжения в точке присоединения энергопринимающих устройств, максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств и категорией надежности энергоснабжения, и по иным установленным федеральными законами основаниям в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством РФ.

 

7. Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 года № 1458 «Об утверждении перечня работодателей, заказчиков работ (услуг), на которых не распространяется запрет на привлечение с 1 января 2016 г. для осуществления трудовой деятельности, выполнения работ (оказания услуг) работников из числа граждан Турецкой Республики, не состоящих в трудовых и (или) гражданско – правовых отношениях с указанными работодателями, заказчиками работ (услуг) по состоянию на 31 декабря 2015 г.»

 

В состав утвержденного Правительством РФ списка организаций, на которые не распространяется запрет на привлечение с 1 января 2016 г. для осуществления трудовой деятельности, выполнения работ (оказания услуг) работников из числа граждан Турецкой Республики, не состоящих в трудовых и (или) гражданско – правовых отношениях с указанными работодателями, заказчиками работ (услуг) по состоянию на 31 декабря 2015 г., включено 53 позиции. Среди таких организаций названы: Акционерное общество "Денизбанк Москва", г. Москва, Акционерное общество "ПРОКОНС", Московская область, рп Новоивановское, Акционерное общество "Ренейссанс Констракшн", г. Москва и г. Санкт – Петербург и др.

Установлено, что численность работников из числа граждан Турецкой Республики, состоящих в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с работодателями, указанными в перечне, начиная с 1 января 2016 г. не должна превышать численность работников из числа граждан Турецкой Республики, состоящих в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с указанными работодателями по состоянию на 31 декабря 2015 г.

 

 8. Приказ Минэкономразвития России от 30.09.2015 года № 699 «Об утверждении Правил оформления заявки на государственную регистрацию топологии интегральной микросхемы, Правил составления документов, являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий по государственной регистрации топологии интегральной микросхемы, и их форм, Порядка государственной регистрации топологии интегральной микросхемы, Перечня сведений о зарегистрированной топологии интегральной микросхемы, публикуемых в официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Перечня сведений, указываемых в свидетельстве о государственной регистрации топологии интегральной микросхемы, формы свидетельства о государственной регистрации топологии интегральной микросхемы»

  

   Данные документы регламентируют общие вопросы, связанные с процедурой государственной регистрации топологии интегральной микросхемы. В частности, утверждается несколько форм документов, используемых в ходе государственной регистрации топологии интегральной микросхемы (заявление (заявка), согласие на обработку персональных данных, свидетельство о государственной регистрации топологии интегральной микросхемы и иные). Помимо этого, Правила составления документов, являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий по государственной регистрации топологии интегральной микросхемы, и их форм содержат перечень документов, прилагаемых к заявке на государственную регистрацию топологии интегральной микросхемы, а также требования к форме, содержанию и порядку их заполнения. Предусматривается возможность подачи заявки на государственную регистрацию топологии интегральной микросхемы, как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Устанавливается особый порядок внесения изменений (исправлений) или дополнений в поданные в Роспатент документы по государственной регистрации топологии интегральной микросхемы.   

 

ГОСЗАКУПКИ

 

1. Федеральный закон от 29.12.2015 года № 390 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

С 1 января 2016 года при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов (в случае, если участник закупки является производителем таких лекарственных препаратов или если при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает десять миллионов рублей, а при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более десяти миллионов рублей) превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.

Кроме того, действие нормы о предоставлении заказчиком отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списании начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случаях и порядке, определенных Правительством РФ, а также действие нормы о возможности изменения по соглашению сторон срока исполнения, цены контракта, количества товаров, объема работ, услуг в порядке, установленном Правительством РФ, распространяется на 2016 год.

 

2. Постановление Правительства РФ от 25.12.2015 года № 1442 «О закупках инновационной продукции, высокотехнологичной продукции отдельными видами юридических лиц и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации»

 

Правительством РФ утверждены следующие документы, касающиеся закупки инновационной и высокотехнологичной продукции:

- Положение о порядке установления годового объема закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;

- требования к содержанию годового отчета о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства;

- форма годового отчета о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Установлено, что годовой отчет о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства, размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, заказчиками, включенными в утвержденный Правительством РФ перечень конкретных заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства, начиная с 1 января 2017 г. по итогам закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществленных с 1 января 2016 г.

Одновременно, Правила формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 года № 932, дополнены положениями о необходимости отражения определенных сведений о годовом объеме закупок инновационной и высокотехнологичной продукции в плане закупки товаров (работ, услуг), изменениях в такой план.    

 

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

 

1. Федеральный закон от 29.12.2015 года № 396 – ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

 

С 1 января 2016 года освобождаются от обложения НДФЛ:

- доходы, получаемые от реализации (погашения) акций, облигаций российских организаций, инвестиционных паев, соответствующих требованиям статьи 284.2.1 НК РФ, при условии, что на дату их реализации (погашения) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более одного года;

- доходы в виде суммы задолженности перед кредиторами, от исполнения требований по уплате которой налогоплательщик освобождается в рамках проведения процедур, применяемых в отношении его в деле о банкротстве гражданина, в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве);

- доходы налогоплательщика от продажи имущества, подлежащего реализации в случае признания такого налогоплательщика банкротом и введения процедуры реализации его имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Кроме того, до 1 января 2023 года приостановлено действие подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 284.2 НК РФ, устанавливающего условия применения налоговой ставки 0 процентов по операциям с акциями российских организаций, являющимися акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

Уточняется порядок исчисления транспортного налога и налога на имущество организаций в зависимости от момента возникновения права собственности.

 

2. Федеральный закон от 29.12.2015 года № 397 – ФЗ «О внесении изменения в статью 176.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

 

Теперь, право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 7 миллиардов рублей. Указанные налогоплательщики вправе применить заявительный порядок возмещения налога, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет.

Данная норма применяется к порядку возмещения налога на добавленную стоимость по налоговым декларациям, представленным за налоговые периоды начиная с первого квартала 2016 года.

 

3. Федеральный закон от 29.12.2015 года № 401 – ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 

Срок, в течение которого физическими лицами может быть предоставлена специальная декларация продлен по 30 июня 2016 года.

 

4. Приказ ФНС России от 30.11.2015 года № ММВ – 7 – 10/551@ «Об утверждении формата представления документа о передаче товаров при торговых операциях в электронной форме»

 

Указанный формат описывает требования к следующим файлам передачи по телекоммуникационным каналам связи первичного учетного документа в электронной форме, оформляющего приемку-передачу товаров при исполнении договоров в рамках отношений, регулируемых главой 30 «Купля-продажа» ГК РФ:

- файлу обмена информации продавца, состоящему из сведений передающей стороны о предмете сделки и иных существенных обстоятельствах оформляемой сделки (информация продавца) и подписанному электронной подписью ответственного за оформление факта хозяйственной жизни со стороны передающего субъекта;

- файлу обмена информации покупателя, состоящему из идентификационных сведений о файле обмена информации продавца и сведений принимающей стороны в отношении оформляемой сделки (информация покупателя) и подписанному электронной подписью ответственного за оформление факта хозяйственной жизни со стороны принимающего субъекта.

 

ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

 

1. Федеральный закон от 30.12.2015 года № 463 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в части внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде и информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях»

 

В силу положений данного закона страховые организации лишаются права выдавать банковские гарантии уплаты таможенных пошлин, налогов. Конкретизируются нормы статей, регламентирующие порядок выдачи банковской гарантии уплаты таможенных пошлин, налогов, порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, порядок возврата (зачета) денежного залога. В частности, предусматривается, что в подтверждение принятия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов таможенные органы оформляют таможенную расписку. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов считается принятым таможенным органом со дня оформления таможенной расписки в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица таможенного органа.

Теперь, таможенный орган должен будет принять поступившую банковскую гарантию или отказать в ее приеме в срок, не превышающий:

1) пяти рабочих дней со дня ее поступления, - для банковской гарантии, оформленной в письменной форме на бумажном носителе;

2) одного рабочего дня, следующего за днем ее поступления, - для банковской гарантии, оформленной в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В прежней редакции таможенный орган должен был принять решение по банковской гарантии в срок, не превышающий 3-х рабочих дней со дня ее поступления.

Помимо этого, в новой редакции предусматриваются основания, при наличии которых таможенный орган отказывает в приеме банковской гарантии.

Указанные изменения вступают в силу с 28.06.2016 года.

 

ТРУДОВОЕ ПРАВО

 

1. Федеральный закон от 30.12.2015 года № 434 – ФЗ «О внесении изменений в статью 142 Трудового кодекса Российской Федерации»

 

Усиливаются меры по защите прав работника при нарушении работодателем срока выплаты заработной платы. Вносится дополнение в статью 142 Трудового кодекса РФ, предусматривающее сохранение за работником среднего заработка на период приостановления работы вследствие задержки работодателем выплаты заработной платы на срок более 15 дней. 

11 Января 2016
"