Обзор законодательства с 26 октября по 30 октября 2015

Назад

Добрый день!

Представляем Вашему вниманию еженедельный мониторинг (обзор) актуальных изменений в законодательстве за период с 26 октября по 30 октября 2015 года, подготовленный специалистами юридической компании Tenzor Consulting Group.

В данном выпуске обзора приводятся наиболее важные нормативные акты, представляющие интерес для российского бизнеса.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

 

1. Постановление Правительства РФ от 22.10.2015 года № 1132 «О совместных плановых проверках, проводимых в отношении резидентов территории опережающего социально – экономического развития органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля»

 В данном документе Правительство РФ определило порядок и сроки предоставления и согласования проектов ежегодных планов проведения плановых проверок в отношении резидентов территории опережающего социально – экономического развития. При этом установлено, что решение о необходимости проведения совместной плановой проверки и ее дате принимается наблюдательным советом территории опережающего социально – экономического развития совместно с резидентами территории опережающего социально – экономического развития и органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Названы критерии, которые учитываются при принятии решения о необходимости проведения совместной плановой проверки.

Помимо этого, на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области создания территорий опережающего социально-экономического развития на территории федерального округа, территориях федеральных округов, возложена обязанность по формированию сводного ежегодного плана проведения совместных плановых проверок резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и размещению его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок.

Положения вышеназванного постановления не распространяются на виды государственного контроля (надзора), перечисленные в части 3.1. статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (налоговый, валютный, таможенный и иные виды контроля).

Правила, закрепленные данным постановлением, вступают в силу с 01 января 2016 года.

 

2. Постановление Правительства РФ от 24.10.2015 года № 1137 «Об утверждении Правил сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней»

30 октября 2015 года вступили в силу Правила сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней (далее – «Правила»). Правилами названы субъекты сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней: Гохран России и субъекты добычи драгоценных камней, имеющие возможность осуществлять самостоятельно сортировку, первичную классификацию и первичную оценку добытых необработанных драгоценных камней. Определены технологические операции, из которых состоит сортировка и первичная классификация драгоценных камней. Установлены основания, позволяющие узнать классификационные признаки добытых драгоценных камней.

 

3. Постановление Правительства РФ от 24.10.2015 года № 1138 «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности»

Указанным постановлением изменен срок единого для ценовых зон оптового рынка отбора проектов коммерческим оператором – продлен до 30 декабря 2015 года (ранее срок истекал 29 ноября 2015 года). При этом дата начала срока подачи заявок на участие в отборе проектов, проводимом в 2015 году, не может быть определена ранее 30 ноября 2015 года (в предыдущей редакции «не ранее 1 октября 2015 года»), а окончание срока подачи таких заявок может быть установлено не позднее 15 декабря 2015 года (в прежней редакции планировалось «не позднее 10 ноября 2015 года»).

Одновременно, установлено, что в 2015 году перечень отобранных проектов  подлежит опубликованию коммерческим оператором на его официальном сайте в сети Интернет не позднее 15 дней после окончания срока приема заявок на участие в отборе проектов.

 

4. Приказ Минтранса России от 19.08.2015 года № 249 «Об утверждении условий осуществления двусторонних и транзитных международных автомобильных перевозок без разрешений»

Минтрансом России названы случаи осуществления двусторонних и транзитных международных автомобильных перевозок без разрешений и условия, которые должны быть при этом соблюдены. В частности, если международным договором Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения предусмотрено осуществление транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, двусторонних и транзитных международных автомобильных перевозок любых видов грузов без российских разрешений, такие перевозки осуществляются на основании международной товарно-транспортной накладной, подтверждающей вид перевозки.

В случае если международным договором РФ предусмотрено осуществление без российских разрешений перевозок грузов транспортными средствами определенной грузоподъемности и (или) максимальной разрешенной массы, такие перевозки осуществляются на основании международной товарно – транспортной накладной, подтверждающей вид перевозки, и при условии, что в свидетельстве о регистрации транспортного средства, осуществляющего перевозку груза, указана информация о грузоподъемности и (или) максимальной разрешенной массе, которые (которая) соответствуют установленным международным договором требованиям.

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

 

1. Определение Верховного Суда РФ от 05.10.2015 года № 308 – КГ15 – 13284

 Верховный Суд РФ согласился с позицией судов нижестоящих инстанций о том, что при реорганизации юридического лица в форме выделения универсального правопреемства не происходит, поэтому земельный налог на земельный участок, переданный по разделительному балансу «выделенному» обществу, до государственной регистрации перехода права собственности платит реорганизуемое общество – правопредшественник.

 

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.10.2015 года № 28 – П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 836 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан И.С. Билера, П.А. Гурьянова, Н.А. Гурьяновой, С.И. Каминской, А.М. Савенкова, Л.И. Савенковой и И.П. Степанюгиной»

 Конституционный Суд РФ разъяснил, что несение неблагоприятных последствий несоблюдения требований к форме договора банковского вклада и процедуры его заключения возлагается на банк, поскольку как составление проекта такого договора, так и оформление принятия денежных средств от гражданина во вклад осуществляются именно банком, который, будучи коммерческой организацией, самостоятельно, на свой риск занимается предпринимательской деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли (абзац третий пункта 1 статьи 2 и статья 50 ГК Российской Федерации), обладает специальной правоспособностью и является - в отличие от гражданина-вкладчика, не знакомого с банковскими правилами и обычаями делового оборота, - профессионалом в банковской сфере, требующей специальных познаний.

В частности, если из обстоятельств дела следует, что договор банковского вклада, одной из сторон которого является гражданин, был заключен от имени банка неуполномоченным лицом, необходимо учитывать, что для гражданина, проявляющего при заключении договора необходимые разумность и добросовестность, соответствующее полномочие представителя может явствовать из обстановки, в которой он действует (абзац второй пункта 1 статьи 182 ГК Российской Федерации).

Соответственно, суды, которые при рассмотрении споров между гражданами и кредитными организациями по поводу банковских вкладов самостоятельно осуществляют гражданско-правовую квалификацию отношений сторон, в том числе определяют, могут ли эти правоотношения считаться установленными, какова их природа, юридические факты, их порождающие, должны учитывать различный уровень профессионализма сторон в данной сфере правоотношений, отсутствие у присоединившейся стороны - гражданина реальной возможности настаивать на изменении формы договора и на проверке полномочий лица, действующего от имени банка, и т.д.

Cуд не вправе квалифицировать, руководствуясь пунктом 2 статьи 836 ГК Российской Федерации во взаимосвязи с его статьей 166, как ничтожный или незаключенный договор банковского вклада с гражданином на том лишь основании, что он заключен неуполномоченным работником банка и в банке отсутствуют сведения о вкладе (об открытии вкладчику счета для принятия вклада и начисления на него процентов, а также о зачислении на данный счет денежных средств), в тех случаях, когда - принимая во внимание особенности договора банковского вклада с гражданином как публичного договора и договора присоединения - разумность и добросовестность действий вкладчика (в том числе применительно к оценке предлагаемых условий банковского вклада) при заключении договора и передаче денег неуполномоченному работнику банка не опровергнуты. В таких случаях бремя негативных последствий должен нести банк, в частности создавший условия для неправомерного поведения своего работника или предоставивший неуправомоченному лицу, несмотря на повышенные требования к экономической безопасности банковской деятельности, доступ в служебные помещения банка, не осуществивший должный контроль за действиями своих работников или наделивший полномочиями лицо, которое воспользовалось положением работника банка в личных целях, без надлежащей проверки.

 

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

 

1. Приказ ФНС России от 12.10.2015 года № ММВ – 7 – 1/442@ «О внесении изменений и дополнений в приказ ФНС России от 27.12.2012 № ММВ – 7 – 1/1005@»

 Теперь плату за предоставление сведений, содержащихся в государственном адресном реестре (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации) необходимо перечислять через Управление Федеральной налоговой службы по Московской области и Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по Московской области.

 

ГОСЗАКУПКИ

 

1. Постановление Правительства РФ от 24.10.2015 года № 1139 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

 С 01 ноября 2015 года Федеральная антимонопольная служба будет осуществлять функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ не только в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, но и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Иными словами, на Федеральную антимонопольную службу возлагается контроль за закупками, осуществляемые в рамках Федерального закона от 18.07.2011 года № 223 – ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами».   

 

ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

 

1. Приказ ФТС России от 29.09.2015 года № 1957 «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА»

 Утвержден новый перечень таможенных органов, к компетенции которых отнесено совершение операций с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА. Ранее действующий приказ ФТС России от 01.12.2014 года № 2330 признан утратившим силу.

Перечисленные изменения вступают в силу с 27 ноября 2015 года.

 

 

                           

2 Ноября 2015
"