Обзор законодательства с 2 ноября по 6 ноября 2015

Назад

Добрый день!

Представляем Вашему вниманию еженедельный мониторинг (обзор) актуальных изменений в законодательстве за период с 02 ноября по 06 ноября 2015 года, подготовленный специалистами юридической компании Tenzor Consulting Group.

В данном выпуске обзора приводятся наиболее важные нормативные акты, представляющие интерес для российского бизнеса.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

 

1. Федеральный закон от 03.11.2015 года № 306 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Законодательно закреплена процедура межведомственного взаимодействия (в том числе в электронной форме) при проведении проверок органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Теперь, органы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля не вправе:

1) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень;

2) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления информации, которая была представлена ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах.

Указанные изменения применяются с 1 января 2017 года в отношении проверок, проводимых при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), и с           1 июля 2017 года – в отношении проверок, проводимых при осуществлении муниципального контроля.

Кроме того, на должностных лиц органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля возлагается обязанность при проведении проверки знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

 

2. Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 года № 1166 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам проведения долгосрочных конкурентных отборов мощности генерирующих объектов в целях предупреждения дефицита электрической энергии и мощности»

В вышеназванном постановлении закрепляется правило о том, что субъекты оптового и розничного рынка электрической энергии должны будут указывать информацию о прогнозной удельной стоимости топлива, рассчитываемой с учетом калорийного эквивалента соответствующего топлива, в стандартах раскрытия информации.

Устанавливаются основания и порядок проведения долгосрочных конкурентных отборов мощности объектов, подлежащих строительству (отборов новых генерирующих объектов), а также сроки осуществления этих процедур.

Вносятся изменения в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 года № 1172, касающиеся порядка определения цены на мощность, которая используется при определении отбора мощности новых генерирующих объектов в качестве критерия отбора, и порядка определения цены на мощность, продаваемую по итогам такого отбора.

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

 

1. Определение Конституционного Суда РФ от 06.10.2015 года № 2314 – О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Оренбургнефть» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 4 статьи 43 Закона Российской Федерации «О недрах»

Конституционный Суд РФ указал, что, поскольку момент выдачи лицензии зависит от момента подачи заявки на предоставление права пользования недрами и предельных сроков ее рассмотрения, он объективно не может быть привязан к какой-то конкретной дате в рамках того или иного периода (недели, месяца или квартала).Учитывая, что размер платежа за пользование недрами не ставится в зависимость от начала фактического пользования недрами, количества добытых полезных ископаемых, колебаний их стоимости и т.п., недропользователь как субъект предпринимательской деятельности реализует свои права и свободы по собственному усмотрению в соответствии с установленным регулированием, включая необходимость уплачивать сумму поквартальных платежей в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395 - 1 "О недрах" и лицензионным соглашением (ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год).

 

2. Определение Верховного Суда РФ от 22 октября 2015 года по делу  № 303 – ЭС 15 – 9797

В рассматриваемом споре Верховный Суд РФ занял позицию, в силу которой подача предпринимателем апелляционной жалобы непосредственно в суд апелляционной инстанции в установленный законодательством РФ срок для обжалования и ее последующий возврат с учетом незначительного периода просрочки подачи повторной апелляционной жалобы признаны уважительными причинами пропуска срока апелляционного обжалования и послужили основаниями для восстановления срока на обжалование.

 

НАЛОГОВОЕ ПРАВО 

1. Письмо Минфина России от 29.10.2015 года № 03 – 02 – РЗ/62336

Минфин России пояснил в каком виде должны предоставляться в налоговый орган копии истребуемых документов на бумажном носителе (сшивы). В частности, в данном письме указано, что рекомендуется формировать сшивы объемом не более 150 листов с обязательной сплошной нумерацией листов. На оборотной стороне последнего листа сшива на бумажной наклейке проставляется заверительная надпись, в которой указывается количество пронумерованных листов. Заверительная надпись должна быть подписана руководителем или иным представителем организации с указанием его фамилии и инициалов, должности, даты подписания.

ГОСЗАКУПКИ

 

1. Постановление Правительства РФ от 27.10.2015 года № 1148 «О порядке ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний»

Согласно данному постановлению ведением реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний (далее – реестр) будут заниматься контрольные органы в сфере закупок и органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля с учетом порядка функционирования единой информационной системы в сфере закупок, установленного Правительством РФ. Информация, содержащаяся в реестре будет общедоступна для ознакомления без взимания платы.

Назван перечень сведений и документов, подлежащих включению в реестровую запись и размещению в единой информационной системе в сфере закупок. Определены сроки опубликования такой информации.

Вышеуказанные нововведения вступают в силу с 01 апреля 2016 года.

 

2. Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 года № 1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов - графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

В утвержденных Правилах перечислены субъекты, обязанные осуществлять размещение в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок и планов - графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закреплено, что размещение в единой информационной системе планов закупок, планов-графиков закупок осуществляется в форме машиночитаемых документов, подписанных электронной подписью, в течение 3 рабочих дней со дня утверждения или изменения таких планов, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Установлена следующая процедура размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок и планов – графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:

- заказчики федерального уровня - посредством информационного взаимодействия единой информационной системы с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет";

- заказчики уровня субъекта РФ и муниципальные заказчики - путем заполнения экранных форм веб-интерфейса единой информационной системы или посредством информационного взаимодействия единой информационной системы с региональными и муниципальными информационными системами в сфере закупок.

Данное постановление вступает в силу с 01 января 2016 года.

 

3. Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 года № 1169 «О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга»

Правительство РФ установило, что оценка соответствия и мониторинг соответствия проводятся в отношении проектов планов закупки, проектов изменений, планов закупки и изменений, предусматривающих закупку товаров, работ, услуг в 2016 году и последующие годы. Мониторинг соответствия в отношении годовых отчетов о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства проводится по результатам закупок товаров, работ, услуг, осуществленных начиная с 1 июля 2015 г.

Определены критерия и условия, при наличии которых заказчики, названные в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 года  № 223 – ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», включаются в утверждаемый Правительством РФ перечень конкретных заказчиков, в отношении которых проводится оценка соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг, проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы. В частности, у таких заказчиков годовой объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год должен превышать 2 млрд. рублей.

Изменена форма плана закупки товаров (работ, услуг) на год, формируемая заказчиками. Теперь в ней нужно будет отражать информацию об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках. Утверждена форма декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

                           

9 Ноября 2015
"