Обзор законодательства с 14 декабря по 18 декабря 2015 года

Назад

Добрый день!

Представляем Вашему вниманию еженедельный мониторинг (обзор) актуальных изменений в законодательстве за период с 14 декабря по 18 декабря 2015 года, подготовленный специалистами юридической компании Tenzor Consulting Group.

В данном выпуске обзора приводятся наиболее важные нормативные акты, представляющие интерес для российского бизнеса.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

 

1. Федеральный конституционный закон от 14.12.2015 года № 7 – ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»

 Теперь, к компетенции Конституционного Суда РФ относится разрешение вопроса о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека. Предусматривается, что производство по таким делам осуществляется без проведения слушания, если Конституционный Суд РФ придет к выводу о том, что вопрос может быть разрешен на основании содержащихся в ранее принятых постановлениях Конституционного Суда РФ правовых позиций и проведение слушания не является необходимым для обеспечения прав стороны.

Помимо этого, Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» дополняется отдельной главой, регламентирующей процедуру рассмотрения дел о возможности исполнения решений межгосударственного органа по защите прав и свобод человека.  

 

2. Федеральный закон от 14.12.2015 года № 372 – ФЗ «О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»

Законом устанавливается предельное значение размера (квота) участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, равное 50 процентам. В прежней редакции квота участия иностранного капитала в банковской системе РФ определялась федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России. Называется перечень иностранных инвестиций, которые не включаются в расчет иностранных инвестиций в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, в целях установления размера участия иностранного капитала в таких организациях.

Теперь, информация о размере участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, и показателях, использованных для его расчета, подлежит опубликованию в официальном издании Банка России "Вестник Банка России", а также размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 февраля текущего года.

В качестве безусловного нововведения данного закона стоит отметить норму о том, что акции (доли) кредитной организации, отчужденные (проданные) с нарушением установленного Банком России запрета, не являются голосующими и не учитываются при определении кворума общего собрания акционеров (участников) кредитной организации в течение периода действия такого запрета. В случае совершения сделки (сделок) по отчуждению (приобретению) акций (долей) кредитной организации с нарушением указанного запрета Банк России вправе подать иск о признании соответствующей сделки (сделок) недействительной (недействительными).

 

3. Федеральный закон от 14.12.2015 года № 376 – ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»

 С 1 января 2016 года в Российской Федерации МРОТ увеличивается с 5 965 рублей до 6 204 рублей в месяц.

 

4. Указ Президента РФ от 16.12.2015 года № 628 «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины»

 С 01 января 2016 года приостанавливается действие Договора о зоне свободной торговли, подписанного в г. Санкт – Петербург 18 октября 2011 г., в отношении Украины. Положения Договора содержат особенности применения таможенных пошлин, отмены количественных ограничений во взаимной торговле, порядка определения страны происхождения товаров, а также применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле и др.

 

5. Указание Банка России от 11.12.2015 года № 3894 – У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России»

С 1 января 2016 года Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России. Теперь, значение ставки рефинансирования Банка России будет приравниваться к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.

 

6. Инструкция Банка России от 13.09.2015 года № 168- И «О порядке лицензирования Банком России профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и порядке ведения реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг»

Предусматривается, что документы для получения лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, переоформления, выдачи дубликата лицензии, выдачи выписки из реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг и для внесения сведений в указанный реестр должны представляться в Департамент допуска на финансовый рынок (структурное подразделение Банка России).

Соискателю лицензии, планирующему осуществление брокерской деятельности, может быть выдана одна из следующих лицензий:

- лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности;

- лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности только по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар;

- лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности, не имеющего права на основании договора на брокерское обслуживание с клиентом использовать в своих интересах денежные средства клиентов и совершать сделки с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами за счет клиентов без привлечения другого брокера (агента), являющегося участником торгов и участником клиринга.

Информация о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии будет размещаться на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее следующего рабочего дня после дня принятия соответствующего решения.  

Одновременно, в данной Инструкции называется перечень документов, которые необходимо предоставить соискателю лицензии, требования к форме и содержанию этих документов, а также порядок их рассмотрения. Помимо этого, Инструкция содержит порядок выдачи дубликата лицензии, переоформления лицензии, выданной брокеру, в том числе в связи с планируемым им изменением особенностей и характера деятельности, а также порядок ведения реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг.

 

ГОСЗАКУПКИ

1. Приказ Минэкономразвития России от 30.10.2015 года № 795 «Об утверждении Порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей»

 

Данный Порядок закрепляет перечень лиц, которые будут обязаны проводить общественное обсуждение закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (государственные и муниципальные заказчики, бюджетные учреждения, осуществляющие закупки в соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 года  № 44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – «Закон о закупках»), и т.д.). При этом предусматривается, что общественные обсуждения не будут применяться в случаях планирования и осуществления закупок: 1) с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 2) вооружения, военной и специальной техники в рамках государственного оборонного заказа; 3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках.

Обязательное общественное обсуждение будет проводиться в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» официального сайта единой информационной системы, а также в виде очных публичных слушаний. Как правило, обязательное общественное обсуждение будет проходить в два этапа. Первый этап заключается в обсуждении информации о закупке, включенной в план – график, и начинается с даты размещения в единой информационной системе такого плана – графика. Второй этап обязательного общественного обсуждения будет проводится в случае, если по результатам общественного обсуждения на первом этапе не принято решение об отмене проведения закупок. Во втором этапе предметом обсуждения является информация о закупке, включенная в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке. Все поступившие замечания и предложения, ответы лиц, проводящих обязательное общественное обсуждение, протоколы этапов обязательного общественного обсуждения должны будут размещаться в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» официального сайта единой информационной системы.

Данный Порядок обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд планируется ввести в действие с 01 января по 31 декабря 2016 года.

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

 

1. Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2015 года № 305 – ЭС15 - 5505

Верховный Суд РФ указал, что договор уступки права (требования) в полном объеме является ничтожным, если содержит признаки запрещенного в отношениях между коммерческими организациями договора дарения денежных средств в размере разницы между номинальной и рыночной стоимостью права требования к несостоятельному (банкроту) должнику. Такой вывод основан на отсутствии доказательств того, что стороны при заключении договора уступки права (требования) допускали восстановление платежеспособности должника либо наличие у него реальной возможности рассчитаться по долгам.

 

2. Постановление Верховного Суда РФ от 04.12.2015 года № 306 – АД15 – 12206

Верховный Суд РФ согласился с позицией суда первой инстанции о том, что полученное банком в тексте разработанного им кредитного договора согласие заемщика на безакцептное списание с принадлежащих ему счетов денежных средств для исполнения обязательств по кредитному договору (в том числе в целях погашения просроченной суммы задолженности, пеней, штрафов, иных платежей) в совокупности с пунктом договора, содержащим обязанность заемщика оформить заявление на перечисление денежных средств по форме, установленной банком в приложении, не может служить безусловным выражением личного согласия заемщика, поскольку право заемщика на распоряжение денежными средствами должно быть осуществлено им по своей воле и в своем интересе.

Включение условия в кредитный договор о возможности безакцептного списания банком просроченной задолженности со счета заемщика – физического лица признано неправомерным, противоречащим нормам российского законодательства и ущемляющим установленные законом права потребителя.

 * Обзор подготовлен юристами Tenzor Consulting Group

 

21 Декабря 2015
"