Завод «Москвич» продали с молотка и со скандалом

Назад

ОАО «Москвич» было признано банкротом в конце февраля 2006 года, а в ноябре было объявлено о продаже на аукционе 54 объектов недвижимости завода единым лотом. Представители компании MIRAX GROUP, которая не была допущена к участию в аукционе, намерены отстаивать свои интересы в суде и пытаться признать торги несостоявшимися.
Организатором торгов выступило ОАО «Федеральная фондовая корпорация». Общая площадь проданных объектов составила 750 тыс. кв. м. Начальная цена лота была 5 млрд. 506 млн. 711 тыс. рублей, шаг аукциона - 2 млн. рублей. Предложение УК «Метрополь», компании-победителя в торгах, превысило начальную цену на 48 млн. рублей. 

Для анализа ситуации вокруг ОАО Москвич» необходимо обратиться к правовому регулированию порядка организации и проведения аукционов по продаже государственного имущества. 

Поскольку контрольный пакет акций ОАО «Москвич» (60,36%) принадлежит государству, и предприятие было признано банкротом, государство имеет право реализовать принадлежащее ему имущество на торгах. 
Правовой базой для проведения подобных мероприятий является ФЗ РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178-ФЗ от 21.12.2001 г. (Далее – Закон о приватизации), а также Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 от 26.10.2002 г. В соответствии со ст. 13 Закона о приватизации государственное имущество может быть продано на аукционе. 

Статья 5 Закона о приватизации предусматривает, что покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов. 

Сама процедура подачи заявок и проведения аукциона детально регламентирована статьей 18 Закона о приватизации. В соответствии с ней на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену. Аукцион является открытым по составу участников. 

При подаче предложений о цене возможны два варианта – открытый, когда предложения подаются открыто в ходе проведения торгов, и закрытый, когда предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах. 

Законодательством РФ установлены сроки для размещения информации о продаже государственного имущества и подачи заявок на участие в аукционе. Статья 15 Закона о приватизации устанавливает, что информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно быть опубликовано не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества. Продолжительность приема заявок на участие в аукционе установлена статьей 18 указанного закона и составляет не менее чем двадцать пять дней. 

Также организаторами аукциона может быть указан «шаг аукциона», т.е. величина повышения начальной цены, а также определен задаток для участия в аукционе, размер которого, в соответствии со статьей 18 Закона о приватизации, устанавливается в размере 20 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о приватизации государственного или муниципального имущества, но не более чем 4,5 миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. 

По действующему законодательству претендент может быть не допущен к участию в аукционе, причем перечень оснований, содержащихся в п.8 ст. 18 Закона о приватизации, является исчерпывающим. 

Оснований всего четыре: 
1. Представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации; 
2. Представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации; 
3. Заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий; 
4. Не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении. 

Из анализа положений данной правовой нормы можно сделать вывод: недопущение к участию в аукционе компании MIRAX GROUP по основаниям непредставления всех необходимых документов могло быть вполне обоснованным. 

Что же касается возможности признания аукциона недействительным, то в силу положений статьи 18 Закона о приватизации автоматическое признание торгов несостоявшимися возможно только в случае наличия лишь одного участника аукциона. В таком случае государственное имущество будет реализовываться посредством публичного предложения, что урегулировано статьей 23 Закона о приватизации, или же будет осуществлена продажа без объявления цены (статья 24 указанного закона), если продажа имущества посредством публичного предложения также не состоится. 

Однако участие в аукционе более одного претендента не исключает возможности признания аукциона несостоявшимися, но подобное решение может быть вынесено только судом после анализа всех обстоятельств организации и проведения аукционных мероприятий.

3 Декабря 2006
"