В регионах ликвидируют общественный транспорт

Назад

Проданное на днях с торгов Архангельское муниципальное трамвайно-троллейбусное предприятие новая администрация намерена подвергнуть процедуре акционирования

На днях в Москве было продано с торгов Архангельское муниципальное трамвайно-троллейбусное предприятие (АМТТП), приобретенное компанией «Опторг-М». В среду в Архангельске состоялась пресс-конференция, на которой новые владельцы рассказали о планах относительно будущего своей покупки. Компания купила АМТТП, чтобы вложить в него деньги и сделать из общественного транспорта прибыльный бизнес. При этом представители компании утверждают, что горожанам не следует опасаться отмены льгот или повышения стоимости билетов. Кроме того, не изменится и профиль предприятия. Аналитики сомневаются в том, что подобное возможно.

Архангельское трамвайно-троллейбусное предприятие довольно давно существовало в режиме накопления долгов. Например, в 2002 г. там задолжали своим работникам за два года – 6,350 млн руб. В свою очередь предприятию задолжал федеральный бюджет за провоз льготных пассажиров. Тогда водители и кондукторы прибегли к забастовке. Убытки компании по январю 2005 г. составляли 4,3 млн руб. На момент продажи предприятие было должно кредиторам 220 млн руб. Сегодня в парке 39 единиц подвижного состава, на линию ежедневно выходит 30 троллейбусов. 70% из них вдвое отработало свой ресурс. На АМТТП сегодня работает 480 человек. Предприятие было решено продать, после того как накопившиеся долги привели его к банкротству. Решение о продаже принимало собрание кредиторов. Торги проходили в Москве. За право владеть АМТТП боролись 5 участников. Стоимость предприятия была оценена в 32 млн руб. Некая московская компания ООО «Опторг-М» заплатила 32,6 млн руб.

По решению собрания кредиторов, торги проводило Архангельское отделение Российского фонда федерального имущества при правительстве РФ. То, что торги проводились в Москве, а не в Архангельске, инициаторы продажи объясняют тем, что все финансовые потоки идут именно через столицу. Предприятие было оценено независимыми специалистами по протоколу аукциона в 30 млн 300 тыс. руб. Экспертное заключение территориального агентства по государственному имуществу было дано на эту же сумму. Позже цену обсудили с кредиторами, которые настояли на 32 млн руб.

Как утверждает внешний управляющий АМТТП Виктор Грудин, на данный момент дела предприятия радикально изменились. От продажи оно выиграло во всех отношениях. Например, из полученной в результате продажи суммы сразу же выплатили все долги по зарплате. Сегодня деньги полностью поступили на счет, в связи с чем задолженность на предприятии по заработной плате закрыта на 100%. Кроме того, погашены долги перед энергетиками. «Я думаю, что сейчас АМТТП – одно из немногих, от которых бюджет получит довольно приличную сумму, – утверждает Виктор Грудин. – Самое главное, что на предприятии сохранен весь комплекс. Я вижу, что новый владелец заинтересован в АМТТП, а значит, оно будет развиваться».

Купившая предприятие компания обещает улучшение качества жизни всем работающим там людям. «В настоящее время Архангельское троллейбусное предприятие убыточно, – заявил представитель компании Артур Кулдуев, – но мы планируем произвести определенные инвестиции и надеемся вывести его – на первое время – хотя бы на безубыточную работу. Хотелось бы подчеркнуть, что АМТТП приобретено не как имущественный комплекс, а как бизнес. Мы берем на себя и определенные социальные обязательства предыдущего владельца. Нами был оценен рынок транспортных услуг Архангельска, и мы увидели, что там есть возможности для развития, открытия новых маршрутов».

Однако, делая ставку на то, что московская компания действительно скоро поправит дела общественного транспорта Архангельска, следует навести справки о репутации потенциального инвестора. «Фирма занимается привлечением средств частных инвесторов и вкладывает их в региональные проекты», – утверждает г-н Кулдуев. Однако аналитики утверждают обратное – никто из опрошенных RBC daily экспертов не смог вспомнить название «Опторг-М» в связи с каким-либо крупным удачным инвестиционным проектом. Что же касается утверждения представителя компании, что куплен потенциально прибыльный бизнес, эксперты сомневаются в том, что общественный транспорт можно рассматривать как прибыльное предприятие. «Вряд ли троллейбусное предприятие покупают для того, чтобы вкладывать в него деньги, – утверждает руководитель юридической практики Консалтинговой группы "Тензор" Рыбаков Сергей Анатольевич. – Слишком это неликвидный бизнес. Билеты ведь не сделаешь в 10 раз дороже. Скорее всего, у покупателя есть некая иная бизнес-цель».

Можно предположить, что, поглощая подобную троллейбусному предприятию компанию, покупатель имеет виды не на устаревший троллейбусный парк, а на какую-то иную собственность предприятия. Например, это может быть перспективное здание в центре города, которое можно реконструировать под бизнес-центр, – считают аналитики.

«Акционирование – последний шаг в заранее разработанном плане поглощения, – утверждает г-н Рыбаков. – И хотя я не слышал ни об одном предприятии общественного транспорта, находящемся в частных руках, подобная схема смены собственника часто применяется и к муниципальному имуществу. Ведь у муниципалов всегда много долгов. Производится выкуп долга. Компания-поглотитель с помощью административного ресурса «продавливает» своего управляющего, после чего предприятие банкротится и назначается на продажу. И хотя неизвестно точно, что находится там в активах, З2 млн руб. – заниженная стоимость. Реально это стоит раз в пять больше, но иначе и не могло и быть, поскольку было бы невыгодно покупающей компании. То, что эта компания не спешит много о себе рассказывать, говорит о том, что, скорее всего, это так называемая карманная операционная фирма. У такой фирмы на деле нет ничего кроме директора, документации и юридического адреса. Такие фирмы обычно принадлежат крупным, известным финансово-промышленным группам, которым нет смысла покупать на основное имя проблемный актив».

Представитель областного департамента транспорта и связи Михаил Мартынов не сомневается в том, что новые хозяева троллейбусного парка не изменят направление деятельности, профиль предприятия сохранится. «Нашлись люди, готовые вкладывать деньги в развитие предприятия. Это путь к оздоровлению», – заявляет чиновник. Однако опрошенные RBC daily аналитики сходятся во мнении, что перемена формы собственности для предприятия общественного транспорта не может не привести к переменам на самом АМТТП и в городских перевозках. Само же поглощаемое предприятие в дальнейшем может развиваться по двум схемам. Оно может быть разбито на малые компании, развивающиеся в разных направлениях бизнеса и сосредоточенные в частных руках; или же оно вольется в состав некого крупного холдинга, занимающегося инвестированием различных проектов. Не стоит забывать, что помимо первоначального вложения в 32,6 млн руб., потраченного на покупку, последуют траты в разы большие. Например, на реализацию проекта установки контактной сети на Троицком проспекте Архангельска, который давно стоит в плане предприятия, требуется не менее 25 млн руб. и приобретение по лизингу 24 машин. Стоимость каждой из них – более 2 млн руб.

29 Ноября 2005
"