РАО "ЕЭС" поправит закон "Об акционерных обществах"

Назад

Желание премьер-министра Михаила Фрадкова подумать над реформой энергетики не остановило самих реформаторов. Как стало известно RBC daily, РАО «ЕЭС России» внесло в МЭРТ РФ поправки к Федеральному закону «Об акционерных обществах», облегчающие процесс создания оптовых генерирующих компаний (ОГК). Менеджмент энергохолдинга предлагает ограничить действие 80-й статьи закона, регулирующей обязательства лица, приобретшего свыше 30% обыкновенных акций общества, по выкупу акций у остальных акционеров по рыночной цене. Это делается для того, чтобы исключить ситуацию, при которой ОГК будет вынуждена выкупать у миноритариев акции ГРЭС или ГЭС, вносимые в ее уставный капитал. Отраслевые аналитики и акционеры РАО с пониманием относятся к инициативе энергохолдинга, но эксперты отмечают, что предлагаемые поправки создадут юридическую лазейку, которая позволит обходить нормы 80-й статьи постоянно и кому угодно.

Почти год назад – 1 сентября 2003 г. – Михаил Касьянов подписал распоряжение правительства «О составе генерирующих компаний оптового рынка электроэнергии», которым определил состав 10 ОГК. Совет директоров РАО «ЕЭС России» чуть позже утвердил базовый вариант создания ОГК, предусматривающий три этапа. На первом происходит учреждение ОГК в качестве 100%-ных дочерних обществ энергохолдинга с внесением в оплату их уставного капитала имущественных комплексов электростанций (ГЭС или ГРЭС) и акций АО-станций. На втором этапе осуществляется внесение в оплату акций ОГК принадлежащих РАО «ЕЭС России» акций в АО-станциях, выделенных из АО-энерго. На заключительном этапе происходит переход на единую акцию в тепловых ОГК путем обмена акций на основе единой методологии оценки.

Как сообщил RBC daily источник в РАО «ЕЭС России», на первом и втором этапах создания ОГК энергохолдинг может столкнуться со значительными трудностями. «Передавая в уставный капитал ОГК акции ГРЭС или ГЭС, энергохолдинг делает вновь создаваемую компанию собственником более чем 30% акций генерирующих активов, – рассказал RBC daily сотрудник РАО «ЕЭС России». – В таком случае ОГК, в соответствии со ст. 80 закона «Об АО», обязана выкупить акции ГРЭС или ГЭС по рыночной цене, что потребует значительных финансовых затрат от только что созданного общества и противоречит самой концепции реформы, направленной на передачу значительной части генерации в частные руки». По его словам, чтобы избежать подобного недоразумения, РАО «ЕЭС России» внесло в МЭРТ РФ поправки к закону «Об АО», ограничивающие применение 80-й статьи.

«Компания освобождается от предложения другим акционерам выкупить их акции в случае, если она стала их собственником в процессе учреждения и акции были внесены в оплату уставного капитала, а также в случае универсального правопреемства, т.е. когда компания наследует пакеты акций от другого общества», – уточняет сотрудник РАО «ЕЭС России». В департаменте корпоративного управления МЭРТ RBC daily подтвердили, что подобные предложения от энергохолдинга поступили, но что-либо комментировать отказались. «Документ еще очень сырой, он будет дорабатываться», – сказал сотрудник МЭРТ. А отраслевые аналитики считают предложение энергохолдинга вполне уместным. «Такие поправки необходимы РАО «ЕЭС», чтобы избежать затраты денег на выкуп акций у миноритариев, которые в конечном итоге все равно станут собственниками тех или иных ОГК», – заявил RBC daily Федор Трегубенко, аналитик Brunswick UBS.

Между тем инициатива РАО «ЕЭС России» нравится не всем. «Предложение о том, чтобы освободить компании, которые стали собственниками 30% и более обыкновенных акций общества путем передачи их в уставный капитал, – явная лазейка, которая будет использоваться не только энергохолдингом, – рассказал RBC daily юрисконсульт одной крупной компании. – Например, мне надо продать, а моему партнеру купить больше чем 30% акций компании: я внесу их в УК своей 100%-ной «дочки» (ООО) и продам долю в 100%-ной «дочке» инвестору. И волки сыты, и овцы целы…». Кроме того, отмечает эксперт, такая поблажка в законодательстве существенно упростить продажу крупных пакетов. «Компаниям не придется разбивать пакеты на меньшие, чем 30%, и «вешать» их на офшоры, как приходится делать сейчас, – резюмирует он. – В результате миноритариям еще труднее будет реализовать свои акции по рыночной цене».

Рыбаков Сергей Анатольевич, руководитель юридической практики Консалтинговой группы "Тензор", отмечает, что одобрение данных поправок существенно упростит новому мажоритарному акционеру задачу установления контроля над компанией, так как создаст вполне легальный механизм игнорирования требований ст. 80 ФЗ. «Эта статья направлена прежде всего на защиту прав и интересов миноритарных акционеров. Очевидно, защитные механизмы, заложенные в ней, во многом вызывают аллергию у крупных компаний, которые потенциально могут стать мажоритарными акционерами других компаний или разрабатывают планы по приобретению (или поглощению) других объектов бизнеса, – сказал RBC daily Сергей Анатольевич. – Законодательное предложение РАО «ЕЭС России» интересно тем, что оно фактически пытается использовать в арсенале средств корпоративного поглощения ту правовую схему, которая обычно используется при превентивной корпоративной защите. Суть этой схемы проста: при опасности внешнего поглощения крупный пакет акций компании в целях защиты заранее вносится в качестве оплаты уставного капитала в другую компанию или подконтрольное некоммерческое партнерство. В данной же ситуации освобождение компании, выкупившей 30% и более процентов акций, от предложения покупки акций другим акционерам (при внесении приобретенного пакета акций в уставной капитал другой компании) значительно облегчит новому мажоритарному акционеру задачу установления контроля над компанией, так как создаст вполне легальный механизм игнорирования требований ст. 80 ФЗ». По словам г-на Рыбакова, принятие данных поправок может привести к значительному ущемлению прав миноритарных акционеров и ослаблению правовых блоков, направленных на защиту компаний от агрессивного внешнего поглощения.

По мнению экспертов, целесообразнее совсем не трогать 80-ю статью в угоду конкретной реформе и холдингу, тем самым предоставляя возможность воспользоваться благами изменений всем, а внести поправки в закон об «Электроэнергетике», регулирующие этот вопрос. В конце концов, можно отдельным федеральным законом постановить, что в отношении реформы РАО «ЕЭС России» временно не действуют определенные нормы и положения закона «Об АО», и это позволит без проблем сформировать ОГК и не деформирует существующее корпоративное право.

18 Ноября 2005
"