Новый закон повлечет дальнейший отток мигрантов из России

Назад

В понедельник вступили в силу два федеральных закона, вводящие упрощенный порядок регистрации и учета граждан из стран СНГ, имеющих право на безвизовый въезд в Российскую Федерацию, то есть всех стран СНГ, кроме Грузии и Туркменистана.

С понедельника вступил в силу Федеральный закон № 109-ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», который регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом, передвижением по территории РФ при выборе и изменении места пребывания или жительства в ее пределах, а также выездом из РФ, а также закон № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Основной новацией принятых нормативных актов явилось введение уведомительного порядка постановки на миграционный учет взамен ранее существовавшей обязательной регистрации иностранцев и лиц без гражданства по месту их пребывания, что направлено на существенное упрощение процедуры оформления иностранных мигрантов.

Вместе с тем законодатель предусмотрел возможность сохранения разрешительного порядка регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания, который в соответствии со ст. 5 Закона может быть введен в пограничной зоне, закрытых административно-территориальных образованиях, в закрытых военных городках, в зонах экологического бедствия, в зонах проведения контртеррористических операций и в некоторых иных, установленных федеральными законами, случаях.

Статьей 8 Закона № 109-ФЗ предусмотрено, что теперь основанием для постановки на миграционный учет является факт въезда иностранного гражданина в РФ, факт регистрации рождения на территории РФ или факт утраты гражданства РФ. Госпошлина за постановку на учет будет составлять 1 тыс. рублей. Разрешение на работу или отказ с указанием причин органы ФМС должны будут выдать в течение 10 дней после предоставления мигрантом паспорта, миграционной карты и заявления. Разрешение на работу выдается сроком на один год, а затем его необходимо продлевать.

Обновленным миграционным законодательством ответственность за соблюдение привлеченным иностранным работником правил нахождения на территории РФ теперь возложена на работодателя. При трудоустройстве иностранцев работодатель обязан в течение 10 дней после даты заключения договора с приезжими сообщить об этом в миграционную службу. Если у иностранного работника имеется документ о виде на жительство, его можно принять на работу без оформления дополнительных разрешений. При отсутствии вида на жительство, необходимо получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. В противном случае работодатель может быть оштрафован на сумму от 250 тыс. до 800 тыс. руб. за привлечение нелегальной рабочей силы.

В свете принятия вышеназванных законов нельзя не обратить внимание на тот факт, что российская миграционная политика довольно противоречива. Одновременно с принятием нормативных актов, существенно упрощающих процедуру регистрации мигрантов и направленных на обеспечение и исполнение установленных конституцией РФ гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ и других прав и свобод личности, издаются нормативные акты, вводящие существенные ограничения на привлечение иностранной рабочей силы в сферу розничной торговли.

Постановление правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 683 «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации», предусматривающее сведение к апрелю 2007 г. к нулю количества иностранной рабочей силы в некоторых видах торговой деятельности, в частности, в торговле в палатках и на рынках, а также прочей розничной торговли вне магазинов, по мнению многих правозащитников, фактически противоречит конституции и является, по сути, незаконным запретом на профессию.

Введение подобных ограничений повлечет за собой увеличение количества рейдов миграционной службы по рынкам и прочим объектам торговли, штрафование организаций, не вписывающихся в установленные квоты, а также массовое расторжение договоров с иностранными рабочими, ранее на вполне законных основаниях осуществлявшими трудовую деятельность на рынках страны.

Подводя итоги, хочется заметить, что в стране, ежегодно привлекающей на законных основаниях в экономику до 400 тысяч иностранных работников и, тем не менее, зачастую ощущающей нехватку рабочей силы, одновременное введение в действие актов, упрощающих процедуру регистрации мигрантов и направленных на создание более благоприятного климата для иностранной рабочей силы, и системы жесткого квотирования в определенных отраслях, может повлечь дальнейший отток мигрантов, их переориентацию на рынки Восточной Европы, а также сокращение миграционного трудового резерва.

16 Января 2007
"