Комментарий к проекту ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами..."

Назад

22 мая текущего года в Государственной Думе РФ был принят в третьем чтении проект федерального закона «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках».

Как указывают авторы, данный документ был разработан во исполнение Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 04 декабря 2014 года. По мнению разработчиков,  законопроект: 1) закрепляет правовые меры обеспечения сохранности капитала, имущества физических лиц, их имущественных интересов, в том числе за пределами России; 2) предусматривает гарантии освобождения физических лиц от уголовной, административной ответственности и ответственности за налоговые правонарушения; 3) определяет основания освобождения от уплаты налогов в отношении операции по передаче имущества, принадлежащего на праве собственности лицам, которые владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в чужом интересе (номинальным владельцам)  в пользу фактических владельцев этого имущества. При этом все перечисленные аспекты могут быть предоставлены только физическим лицам, принявшим участие в программе добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации.

В законопроекте сделана попытка сформулировать понятия «фактического» и «номинального» владельца имущества, названы общие условия и требования, одновременное соблюдение которых необходимо для предоставления декларанту указанных в документе гарантий.

На наш взгляд, прослеживающаяся в законопроекте идея создания правовой и экономической базы для возврата в Российскую Федерацию и легализации средств и имущества, ранее выведенных из оборота государства посредством оффшорных компаний, носит актуальный характер. Так, в условиях действия экономического кризиса в Российской Федерации данная мера позволила бы существенно увеличить казну государства за счет ежегодных поступлений налогов и сборов от операций, проводимых в отношении таких «возвращенных» средств и имущества.

Вместе с тем, стоит отметить, что правовой анализ законопроекта, позволяет сделать вывод о его несовершенстве и необходимости существенной доработки. Наличие в нем неточностей,  спорных вопросов, неурегулированности отдельных важных аспектов не создает прозрачной правовой схемы для лиц, желающих принять участие в программе добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов)  банке. Более того, данные обстоятельства могут повлечь определенные риски, связанные с отказом в предоставлении гарантий, предусмотренных законопроектом, и возможностью привлечения к уголовной, административной ответственности и ответственности за совершение налоговых правонарушений, что, в свою очередь, способствуют только «отпугиванию потенциальных декларантов».

Отдельные существенные недоработки законопроекта изложены ниже в таблице.

Номер статьи (части статьи) Норма законопроекта Комментарий
абз.1 ст.1

«Настоящий Федеральный закон направлен на создание правового механизма добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках,обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами Российской Федерации…» 

Правовой анализ законопроекта в целом позволяет сделать вывод о том, чторазработчиками не представлены какие-либо конкретные «прямые»меры, направленные на снижение рисков установления в иностранных государствах ограничений либо «фактической блокировки» использования российского капитала и имущества физических лиц, а также на защиту их имущественных интересов. Так, из содержания документа невозможно установить, каким образом предоставление в добровольном порядке физическими лицами специальной декларации с указанием в ней сведений об имуществе, контролируемых иностранных компаниях, об открытых счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, будет способствовать обеспечению сохранности и защите этого капитала, имущества, имущественных интересов за границей, в том числе от санкций, принимаемых в иностранных государствах.   

абз.2 ч.2 ст. 3

«Форма декларации и порядок ее заполнения устанавливаются федеральным законом».

Из смысла нормы следует, что на момент подготовки законопроекта авторы не имеют четкого представления относительно «конкретного наполнения»  декларации и ее оформления. Данная неопределенность в совокупности с иными неточностями и пробелами законопроекта, не придает ему прозрачности. Отсутствие на момент вступления в силу закона (в представленной редакции) формы документа, с которым непосредственно связано его исполнение, (декларации) фактически может не позволить его применить.

Кроме того, следует отметить, что ст. 5 законопроекта предусмотрен срок предоставления декларации в налоговый орган по месту налогового учета декларанта или в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов - до 31 декабря 2015 года.

Поскольку форма декларации и порядок ее заполнения в законопроекте неопределенны, можно сделать вывод о том, что срок использования возможности добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках может значительно сократиться. 

ч.4 ст.3

«К декларации прилагаются следующие документы и (или) сведения, подтверждающие информацию, указанную в декларации:

1) сведения об имуществе с указанием индивидуальных признаков каждого объекта имущества, указанного в декларации;

2) нотариально заверенная копия соглашения о передаче права собственности на имущество от номинального владельца декларанту;

3) документы и (или) сведения, содержащие основания для признания иностранного юридического лица (иностранной структуры без образования юридического лица), указанного в декларации, контролируемой иностранной компанией, контролирующим лицом которой признается декларант;…»

Авторами не предусмотрены требования к форме документов и (или) сведений, подтверждающих информацию, указанную в декларации. В частности, из содержания нормы невозможно понять: как определяется достоверность и достаточность прилагаемых сведений; должны предоставляться подлинники или копии документов; копии должны быть простыми либо нотариально удостоверенными либо заверенными в ином порядке и т.д.

Помимо этого разработчиками не указано количество экземпляров прилагаемых к декларации документов и (или) сведений, подтверждающих изложенную в ней информацию.

На наш взгляд, данная недоработка носит существенный характер, поскольку отсутствие определенности в вышеуказанных вопросах, безусловно, может негативно отразиться на механизме добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках.

ч.3, ч.4 ст.4

«3. Основанием для предоставления гарантий, предусмотренных настоящей статьей, является факт представления декларации в налоговый орган (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов), что подтверждается экземпляром декларации с отметками налогового органа (федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов) о приеме декларации и заверенной описью прилагаемых к декларации документов и (или) сведений, предоставляемых декларантом в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.

4. Ошибки в декларации и прилагаемых к ней документах, не препятствующие идентификации декларанта, номинального владельца, имущество, счета (вклады), а также контролируемые иностранные компании, указанные в декларации,не являются основанием для отказа в предоставлении декларанту гарантий,предусмотренных настоящей статьей».

Данная норма и законопроект в целом называют лишь основание предоставления гарантий в результате участия в программе добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках, а также общие требования и условия их предоставления. Однако,разработчиками не предусмотрено решениетаких важных, на наш взгляд, вопросов, как: 1) процедура принятия акта о предоставлении (непредставлении) гарантий; 2) определение лица (органа власти), принимающего вышеуказанный акт (решение); 2) содержание и форма акта (решения) о предоставлении (непредставлении) гарантий, а также механизм его принятия; 3) не назван перечень документов и других доказательств, позволяющих установить те или иные обстоятельства, имеющие значение для подтверждения одновременного соблюдения условий для предоставления гарантий, перечисленных в ч. 2 ст. 4 законопроекта, а также способы получения документов и иных доказательств. Неурегулированность в законопроекте всех вышеуказанных вопросов не позволяет точно определить, в том числе декларанту: предоставлены или не предоставлены ему гарантии, и с какого момента гарантии считаются предоставленными.

Исходя из смысла норм ч.4 статьи 4 и ч.9 статьи 3 законопроекта, следует что: 1) налоговый орган (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов)наделяется правом, а не обязанностью отказать в принятиидекларации, содержащей ошибки,  препятствующие идентификациидекларанта, номинального владельца, имущества, счетов (вкладов) в банках, контролируемых иностранных компаний (далее – по тексту существенные ошибки); 2) отсутствует четкая определенностьотносительно моментакогда налоговым органом (федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов) могут быть выявлены в декларации существенные ошибки (на стадии принятия декларации и прилагаемых к ней документов либо после нее); 3) не предусмотрен механизм уведомления декларанта об отказе в предоставлении гарантий, в случае выявления существенных ошибок в декларации после ее принятия налоговым органом (федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Все вышеизложенные неточности (неопределенности) законопроекта могут способствовать возникновению на практике ситуации, когда  после принятия налоговым органом (федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов) декларации в ней будут выявлены ошибки, не позволяющие идентифицировать декларанта, номинального владельца, имущества, счетов (вкладов) в банках, контролируемых иностранных компаний. Данное обстоятельство будет являться основанием для отказа в предоставлении декларанту гарантий соблюдения конфиденциальности информации, изложенной им в декларации, освобождения от уголовной, административной ответственности и ответственности за налоговые правонарушения и т.д. При этом декларант, имея на руках декларацию с отметками налогового органа (федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов) о приеме декларации и заверенной описи прилагаемых к ней документов и сведений, не будет об этом осведомлен.

Таким образом, имеющиеся в законопроекте неточности и неопределенности фактически возлагают на декларанта риски, связанные с наличием существенных ошибок в декларации и, соответственно, предоставлением (непредставлением) гарантий защиты его имущества и имущественных интересов.

26 Мая 2015