Какие схемы импорта существуют в России?

Назад

Вопрос: Какие схемы импорта существуют в России?

Можно условно говорить о трех способах организации ввоза товаров из-за рубежа:
- «белые» схемы: это абсолютно легальный, с уплатой всех положенных сборов и налогов, импорт. Такой бизнес, почти полностью безопасен, но он очень дорог, и часто неконкурентоспособен. Этот способ используют мощные, известные, совершенно уверенные в себе и в своих финансовых возможностях компании (зачастую монополисты), для которых имидж и репутация – дороже сверхприбыли.

- «черные» схемы по сути могут быть отнесены к контрабанде. В большинстве случаев это ввоз товаров без декларирования, без таможенного оформления и без выплат в государственный бюджет. Уголовно-правовая окраска и высокая рискованность такого бизнеса компенсируется практически полной экономией на разнообразных сборах, пошлинах и налогах. Единственная расходная статья при этом виде бизнеса – взятки и поборы криминальных группировок. Очевидно, что «черные» схемы весьма уязвимы, поэтому очень немногие предприниматели строят свой бизнес на такой основе.

- «серые» схемы предполагают определенный компромисс между первыми двумя «крайними» способами ведения импорта. Пошлины и налоги платятся, но в ограниченных, уменьшенных (если хотите, «соптимизированных») размерах. Основная характеристика «серых» схем – занижение таможенной стоимости или количества ввозимого товара. При этом могут использоваться и более сложные механизмы – включение в цепочку импортеров оффшорных компаний, свободных экономических зон, складов временного хранения и пр. В любом случае «серые» схемы импорта серьезный источник прибыльности деятельности компаний.

Приведем пример того, как использование серой схемы помогло российской компании не только сэкономить на платежах в бюджет, но избавится от претензий иностранного партнера в связи с неполной оплатой товара.

Российская компания закупала полиграфическую продукцию непосредственно у ее производителя во Франции. При таможенном оформлении товара был использован контракт на ту же продукцию, но с меньшей покупной ценой. Это позволило снизить таможенные платежи. Платежи же по контракту с оффшором производились напрямую французскому продавцу, который и не подозревал об использовании такой схемы. Более того, между ним и российской компанией не существовало прямого договора купли-продажи, что противоречит российскому (но не французскому) праву. Из-за образования задолженности по оплате стоимости (первоначальной) товара французская компания была вынуждена обратиться в суд. Однако доказать существование прямых отношений с российским покупателем ей не удалось. По документам товар закупался у оффшора. Тому факту, что платежи производились в адрес французского производителя судом не было придано значения. Таким образом, российский покупатель сэкономил не только на таможенных платежах, но и на стоимости самой продукции

Конечно, такое поведение российских импортеров формирует негативное представление об отечественном бизнесе у иностранных предпринимателей.

Выделяют также схемы ввоза товаров в зависимости от состава участников импортных операций и от наличия посредников между иностранным продавцом и российским покупателем. Так, можно говорить о построении импорта по следующим моделям:

Иностранный производитель – Российский покупатель
Иностранный производитель – иностранный ритейлер – российский покупатель
Иностранный производитель – российский ритейлер – российский покупатель

В каждом случае существует своя специфика, свои плюсы и минусы, свои области применения. Так, в области тяжелой промышленности наиболее распространен первый вариант. Как правило, используются только белые схемы. Для товаров «народного потребления» (в особенности электроника, оргтехника) наиболее приемлемым является последний вариант, когда товар ввозится российским (или подконтрольным) оптовиком. Здесь часто в ход идут разнообразные «серые» механизмы. Второй вариант получил применение в области легкого машиностроения, а также в некоторых других областях.

Вопрос: Каковы риски для всех участников?

Для белых схем – риски нулевые
Для серых – административная ответственность (при больших объемах занижения возможна и уголовная)
Для черных – уголовная ответственность.
Чем темнее схема – тем больше риски и тем дешевле ввезенный товар.

Вопрос: Какая модель импорта наиболее предпочтительна?

Все зависит от вида бизнеса, от отрасли экономики. Для ввоза электронной техники, товаров «народного потребления», на наш взгляд оптимальным является ввоз товаров российским оптовиком. Это позволяет наиболее полно реализовывать разнообразные легальные схемы оптимизации импорта.
Естественно, использование «черных» схем – опасно и неконкурентоспособно. Это прошлый век.
Переход же российского импорта целиком на «белый» импорт возможен только после соответствующих уступок со стороны государства. Оно должно позаботиться о том, чтобы законные схемы стали более привлекательными (по соотношению «затраты-риски»). При том такой переход возможен только массово. Если же это будут делать единицы (как сейчас) – никакого эффекта ни для власти, ни для бизнеса не будет.

17 Декабря 2006
"